Путь ко Краткий очерк аскетики» Феофана Затворника — одно из самых авторитетных наставлений по нравственному богословию и аскетике. Святитель Феофан читал в Петербургской академии курс нравственного богословия. «Путь ко и представляет этот курс в переработанной для публикации форме. Задачей Феофана Затворника в «Пути ко было построение всей христианской жизни на началах святоотеческой аскетики, что по тем временам (во всяком случае, для академического богословия) — радикальный шаг. Феофан Затворник отмечает и одобрение Игнатия (Брянчанинова), тогда Сергиевского архимандрита. Феофан Затворник так начинает «Путь ко последняя цель человека — в общении с Богом — и путь к ней: это вера с хождением в заповедях, при благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! Иди! Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него?» Феофан Затворник различал в христианской жизни: «три степени, которые, по свойству их, можно назвать так: 1-ю — обращением к Богу, 2-ю — очищение или самоисправлением, 3-ю — освящением. На первой — человек обращается от тьмы к свету, от области сатанины к Богу; на второй — очищает храмину сердца своего от всех нечистот, чтобы принять грядущего к нему Христа Господа; на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним. Это состояние блаженного богообщения — цель всех трудов и подвигов! Изобразить все сие и определить правилами и будет значить — указать путь ко Полное в сем деле руководство берет человека на распутьях греха, проводит огненным путем очищения и возводит до возможной для него степени совершенства, в меру возраста исполнения Христова. Иначе, оно должно показать: 1. как начинается в нас христианская жизнь; 2. как совершенствуется — зреет и крепнет; 3. какою является в полном своем совершенстве».
Человечность - есть высшая добродетель, высшее достоинство человека. Без неё человек есть только животное. Понятие человечность, гуманность, появилась не так давно, но оно несет в себе глубинный смысл жизни человека, ведь человеческая жизнь пуста, если он не отдает себя. Делая что то ради других, просто так, мы сами становимся лучше. Антиподом данного понятия является бесчеловечность, которая была присуща обществам с рабовладельческим строем, крепостным правом. Это было время, когда в кругах элиты простой люд и за людей не считали, а проявлять к нему любовь и сострадание считалось плохим тоном. Хорошо, что времена изменились, и понятие человечность крепко вошло в обиход, а проявление гуманности в отношении других считается естественным. Что же такое человечность? Человечность – настолько многогранное понятие, что дать определение в двух словах не получится. Человечность это проявление наилучших моральных качеств личности: справедливости, честности, уважения чужой жизни и свободы, порядочность, ответственность, любовь, забота о ближнем. Готовность всегда прийти на защитить, поддержать, простить, умение видеть хорошее в людях и подчеркивать основные достоинства – все это тоже проявления человечности. Как проявляется человечность? Человечность, как качество присуще исключительно человеку, так и любовь это глубокое чувство может испытывать только человек (доказательств обратного пока нет). И первым, на мой взгляд, проявлением человечности, является проявление любви между супругами, родителей к детям, детей к родителям, к ближнему, животным и природе. Любящий человек поступает гуманно, не задумываясь об этом. К примеру, человек любящий собак, увидев бродячего голодного пса, обязательно его накормит, а родитель, любящий своего ребенка, ради его здоровья и счастья пожертвует чем угодно, даже жизнью. Также проявлением человечности является неравнодушие. Если тебе не все равно, ты готов действовать. Забота начинается с того, что просто невозможно пройти мимо чужой беды. Человечность может проявляться и как в волонтерской деятельности и на бытовом уровне бабушке соседке купить продуктов и приготовить поесть, вот проявление человечности на бытовом уровне. Человек проявляет себя не на словах, а в деле. Хотя, и на словах поддержать, подбодрить это тоже будет проявлением человечности. Каждый раз, когда человек делает что-то бескорыстно, во благо другого человека или существа, он подтверждает свой статус человека с большой буквы. Человек – уникальное творение, а его чувства и действия, использованные во благо - бесценны. Если слишком много то укороти))