Найти изобразительно выразительные средства во 2 главе (железная дорога) определить роль в стихотворении «Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..“
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою.
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе».
Одиноко тащился на ярмарку воз, заваленный мешками. На нем сидели мачеха с падчерицей, а хозяин Черевик шел рядом с возом. Параска (так звали его дочь) была первый раз на ярмарке, поэтому все ей было интересно.
Переезжая мост, на котором стояла толпа парубков, она услышала: «Ай да дивчина!» Взгляд девушки встретился с глазами того, кто это говорил, и ее поразила его красота.
Несколько колкостей парни отпустили в адрес мачехи. Это ее разозлило, она начала ругаться, но в ответ только получила комком грязи в спину.
Когда отца, ходившего с дочерью по ярмарке, что-то отвлекло, девушка почувствовала, что ее кто-то взял за рукав. Это оказался тот же парень. Когда отец вспомнил о дочери и повернулся, те уже стояли обнявшись и что-то нашептывая друг другу. Отец сказал парню: «Да ты мастер, как я вижу, обниматься! А я на. четвертый только день после свадьбы выучился обнимать свою жену, да и то куму, надоумил». Парень понял, что мужик не слишком далек, и начал думать, как бы его склонить на свою сторону. Через некоторое время они уже били по рукам, а когда выпили по кружке, мужику будущий зять понравился еще больше.
Когда отец с дочерью рассказали матери о том, что произошло, она (так как имела сильное влияние на мужа) заставила его отказать Грицко.
Грицко пригорюнился. В это время мимо него проходил цыган и предложил сделку: он заставит Черевика отдать за Грицко Параску, а Грицко взамен продаст цыгану по дешевке волов. Тот согласился, не раздумывая.
Пока Черевик был на ярмарке, его жена Хавронья принимала у себя поповича. Неожиданно раздался стук в дверь. Она испугалась и спрятала его на досках под самым потолком.
На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товара показалась красная свитка. Те, кто был не храброго десятка убрались домой. Кум с гостями решили идти к Черевику. Именно их стук так напугал Хавронью.
Сели за стол, выпили, стали рассказывать про красную свитку. Один раз за какую-то вину выгнали чертаиз пекла. Ему стало скучно, он начал с горя пьянствовать, все пропил, осталась на нем одна свитка. Пришлось заложить ее одному жиду за треть цены на Сорочинской ярмарке. Через год черт собирался за ней вернуться, поэтому приказал жиду не продавать ее. Жид не вытерпел и продал. Через год черт вернулся за свиткой, но жид сказал, что ничего о ней не знает. Вечером, когда жид молился у себя в хате, из всех окон на него выставились свиные рыла.
В хате послышался звук, напоминающий хрюканье, всех бросило в дрожь.
Через некоторое время рассказ возобновился. Жид признался, что продал свитку, но теперь ее нельзя вернуть, потому что к кому бы она ни попадала, у всех прекращалась торговля. Один мужик, разозлившись, изрубил ее топором, куски разбросал в разных местах. С тех пор каждый год черт приходит на ярмарку и собирает куски свитки, осталось найти один левый рукав. Вдруг распахнулось окно и из него высунулась свиная рожа. Все от страха разбежались кто куда.
На следующий день Черевик отправился на ярмарку продавать лошадь. К нему подошел цыган и спросил, что тот продает. Черевик обернулся и увидел, что вместо лошади к узде привязан кусок красного рукава свитки. Он испугался и побежал со всех ног. Его поймали и обвинили в краже лошади у Черевика. Он возражал, что не мог сам у себя украсть лошадь. Его связали. В это время мимо проходил Грицко и предложил освободить Черевика взамен на свадьбу с его дочерью. Черевик согласился.