В первом романе Достоевского содержалась новая концепция темы «маленького человека». Молодой писатель продолжает традиции своего гениального предшественника (повесть Гоголя «Шинель»), но одновременно и полемизирует с ним, подчеркивая не только близость своего героя Макара Девушкина с Башмачкиным, но и черты различия в их характерах и психологии. Башмачкин у Гоголя унижен до такой степени, что он лишается даже элементарных человеческих чувств; все духовное в нем придавлено и растоптано. Девушкин же поднят на более высокий уровень, он уже ощущает свое человеческое достоинство. Достоевский подчеркивает это обстоятельство оригинальным художественным приемом: он заставляет своего героя читать повесть Гоголя «Шинель». Подчеркнутый интерес к духовной жизни «маленького человека» выражен в форме романа в письмах, чрезвычайно популярного некогда в европейской литературе, но к 40-м годам XIX в. воспринимаемого уже как нечто устаревшее.
Достоевскому же эта форма была необходима, ибо она в наибольшей степени соответствовала его идейному замыслу. В данном случае автор полностью устраняется от повествования, которое передано героям — Макару Девушкину и Вареньке Доброселовой. Это писателю наиболее наглядно и полно раскрыть их внутренний мир. Особенно удачным получился у Достоевского образ Девушкина — робкого и самолюбивого, простодушного и в то же время обнаруживающего претензию на некую сентиментальную «литературность» в стиле своих трогательных писем.
Отходя от сатирической манеры Гоголя, Достоевский усиливает патетические и трагические тона в изображении своих персонажей, обладающих резко выраженной индивидуальностью, внутренне неуравновешенных, бьющихся в поисках выхода из тех конфликтных ситуаций, которые предопределяются «неблагообразием» окружающей действительности. Белинский восторженно встретил «Бедных людей» и назвал их первым в России опытом социального романа.
Объяснение:
Объяснение:
Гринева, который не сумел сказать всей правды на суде, чтобы не запятнать чести капитанско дочки Маши Мироновой. Свой рассказ-исповедь он адресует потомкам. Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности Гринева — это непрерывная цепь испытаний чести и порядочности молодого дворянина.
В начале повествования перед нами недоросль, затем молодой офицер, совершенно не готовый к жизни. Нравственный потенциал героя раскрылся во время Пугачевского восстания.
Но самым главным нравственным испытанием явился для Гринева выбор: подчиниться решению генерала остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель заступитесь за меня, бедную!» Человеческое начало взяло верх и Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы Машу.
Широта проблематики выводит «Капитанскую дочку» за пределы только исторического романа. Мне думается, что исторические события здесь служат фоном для развертывания романа-притчи о чести и долге, недаром эпиграфом к роману стала пословица.
Береги честь с молоду». Отношение к капитанской дочке Маше Мироновой стало в романе критерием оценки честности, порядочности. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Честность Гринева привлекла к нему Пугачева, понятие о чести и долге Машу Миронову — капитанскую дочку — от бесчестья. Поэтому, я думаю, А. С. Пушкин и назвал роман «Капитанская дочка».