в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание» эти два контрастных понятия идут бок о бок и образуют драматический накал страстей. что же выберут герои? добро или зло? добродетель или жестокость?
раскольников показывает на своем примере, как в одном человеке может сочетаться и доброта, и жестокость. главный герой по своей природе добр и милосерден – он любит сестру и мать, трепетно относится к семье мармеладовых, не жалеет денег на похороны мармеладова, искренне сочувствует соне. кроме того, автор акцентирует внимание на сне родиона, где он возвращается в детство. во сне мальчик до слез жалеет лошадь, которую бьют мужики. в то же время в его голове созревает жестокая теория о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». этот же человек убивает старуху-процентщицу и ее сестру. в душе раскольникова на протяжении всего произведения идет внутренняя борьба между добротой и жестокостью. в финале читатель видит искреннее раскаяние героя, победу добра над злом. но все же оба этих качества уживались в нем, как и во многих других людях.
соня мармеладова – тоже пример того, как зло может бороться с добром в пределах одного сердца. сама по себе героиня нежная, чуткая, кроткая. эта героиня – образец христианского смирения и любви к окружающим. под давлением жизненных обстоятельств соня вынуждена совершить жестокий по отношению к себе и своей совести поступок – продать себя, свое тело. но делает это она ради любви к своим ближним. без денег, которые она заработала, ее мачеха и дети могут попросту умереть от голода. и вот уже получается, что в основе жестокого поступка героини лежит самое чистое и настоящее добро. к сожалению, жертва во имя светлых идеалов редко обходится без жестокости, но, тем не менее, пример сони доказывает, что человек может победить темную сторону своей души и сохранить добродетель, несмотря ни на что
гринев и савельич одни отправляются на маше. по дороге их хватают люди пугачева. пугачев допрашивает гринева о его намерениях в присутствий наперсников. «один из них, ще-душньш и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. но ввек не забуду его товарища. он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому широкому лицу выр> ажение неизъяснимое». гринев признается, что едет спасать сироту от притязаний швабрина. наперсники предлагают разобраться не только со швабриным, но и с гриневым — повесить обоих. пугачев относится к гриневу с явной симпатией («долг платежом красен»), обещает женить его на маше. утром гринев в кибитке пугачева едет в крепость. в доверительной беседе пугачев говорит ему, что хотел бы пойти на москву, но «улица моя тесна; воли мне мало. мои умничают. они воры. мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». пугачев рассказывает гриневу калмыцкую сказку об орле и вороне (ворон клевал падаль, но жил до 300 лет, а орел был согласен голодать, «лучше раз напиться живой кровью», но падали не есть, «а там — что бог даст»).