Особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительной форме. Это многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры.
Очень ярко проявляется эпическое начало. Эпическая манера наложила отпечаток и на особенности северных плачей и причитаний. На Севере распространены хороводы. Медленные хороводные песни северного региона отличаются степенным, повествовательным характером музыкального языка. Это в целом соответствует эпическому складу северной народной музыкальной культуры. Для сопровождения песенного фольклора на русском Севере чаще всего употреблялись гусли и пастушеские трубы. Применялись и такие инструменты как местные разновидности гармоник – тальянки, трехрядки
Не хочу учиться, хочу жениться - Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин. Век живи, век учись, друг мой сердешный!Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.Всякая вина виновата.Дела не делай, от дела не бегай. Где гнев, тут и милость.Ему шабаш из-за доски, а меня рады в толчки.Наличные деньги - не наличные достоинства.По добру, по здорову.Весёлым пирком, да за свадебку.С его кулаков да за часослов.Поминай, как звали.Белены объелся..Видали виды.Концы в воду.
Очень ярко проявляется эпическое начало. Эпическая манера наложила отпечаток и на особенности северных плачей и причитаний. На Севере распространены хороводы. Медленные хороводные песни северного региона отличаются степенным, повествовательным характером музыкального языка. Это в целом соответствует эпическому складу северной народной музыкальной культуры. Для сопровождения песенного фольклора на русском Севере чаще всего употреблялись гусли и пастушеские трубы. Применялись и такие инструменты как местные разновидности гармоник – тальянки, трехрядки