а счастье было так возможно,
так
а. пушкин
в романе «евгений онегин» а. с. пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов xix века. поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. рассказывая о юности онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:
но был ли счастлив мой евгений,
свободный, в цвете лучших лет,
среди блистательных побед,
среди вседневных наслаждений?
наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, какую вел онегин в юности:
бывало, он еще в постеле:
к нему записочки несут.
что? приглашенья? в самом деле,
три дома на вечер
вся жизнь онегина заполнена развлечениями: , рестораны, театр, дружеские пирушки, светские что еще нужно для счастья молодому, богатому и свободному человеку, познавшему «науку страсти нежной» и все премудрости светской жизни? я думаю, что онегин тоже так считал какое-то время. пока он покорял свет, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастливым или хотя бы задумываться об этом. хотя пушкин на вопрос «был ли счастлив евгений? » отвечает отрицательно. но это пушкин. он мудрее и старше. и он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро и утомляют. тем более, что онегин не легкомысленный, пустой человек, который довольствовался бы забавами и роскошью. и вскоре онегину действительно «наскучил света шум», « хандра им овладела понемногу». покинув свет, онегин пытается занять себя делом. унаследовав от дяди заводы, земли и леса, онегин рад был «прежний путь переменить на что-нибудь».
первое время в деревне евгений увлечен был хозяйственными преобразованиями, но потом «увидел ясно он, что и в деревне скука та же». онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. чувства его дремлют. он не знает, что может быть другая жизнь. поэтому, встретив татьяну, онегин, хотя и «живо тронут был», «привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу» он потерять не захотел. позже, в письме татьяне, он скажет: «я думал: вольность и покой — замена » свою ошибку он поймет только тогда, когда узнает настоящее чувство. любовь к татьяне откроет ему иную жизнь, наполненную чувствами, желаниями, . , этот период жизни героя можно назвать счастливым. по крайней мере, онегин узнал, что оно есть в жизни. в его жизни появился смысл, цель:
видеть вас,
повсюду следовать за вами,
улыбку уст, движенье глаз
ловить влюбленными
в письме к татьяне онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни.
но чтоб продлилась жизнь моя,
я утром должен быть уверен,
что с вами днем увижусь
но прозрение пришло к онегину поздно. выслушав ответ татьяны, онегин понимает, что «счастье было так возможно, так » в этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только узнав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.
пушкин оставляет своего героя в минуту «злую для него».
сумеет ли онегин заполнить образовавшуюся пустоту служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. «что сталось с онегиным потом? воскресила его страсть для нового более сообразного с человеческим достоинством не силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца», — пишет в. г. белинский.
единственное, что нам известно: онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание его наполняет жизнь смыслом. и это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.
я буду воспевать
всем существом в поэте
шестую часть земли
с названьем кратким "русь"
с. есенин
имя сергея есенина хорошо известно в нашей стране. его лирика никого не оставляет равнодушным. она проникнута горячей любовью к родине, к природе. поэт говорит: "моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. чувство родины — основное в моем творчестве". искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в лирике.
лучшие свои произведения есенин посвятил россии. мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. в поэзии есенина подлинно отражены образы и картины, живая народная речь, поистине здесь " дух" и "русью пахнет". нет ни единого стихотворения о россии, в котором он не воспевал бы ее природу. образ родины появляется у есенина уже в первых его стихах. поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы россии. радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. я вижу, как "роса блестит на траве", как "сыплет черемуха снегом".
там, где капустные грядки
красной водой поливает восход,
клененочек маленький матки
зеленое вымя сосет.
я вижу, как, "отражаясь, березы ломались в пруду", как "ели, словно копья, уперлись в небо". просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, "плакучие ивы", "зеленоволосые красавицы березы", "топи да болота", "алый свет зари" — во всем этом есенин видел красоту родной стороны. в ранней поэзии есенина запечатлен образ крестьянской руси кануна великой октябрьской революции. поэт видел русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь родины отразилась в его творчестве:
край ты мой заброшенный.
край ты мой, пустырь,
сенокос нескошенный,
лес да монастырь.
но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к родине:
холодной скорби не измерить.
ты на туманном берегу,
но не любить тебя, не верить
я научиться не могу.
к вершинам поэзии есенин поднялся из глубины народной жизни. рязанская земля, "где мужики косили, где сеяли свой хлеб", была его домом, где прошло детство маленького есенина. мир народно-поэтических образов окружает есенина с первых дней его жизни. и костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера — вся красота родного края с превращается в стихи, полные любви к родной земле.
ой ты, русь, моя родина кроткая,
лишь к тебе я любовь берегу.
весела твоя радость короткая
с громкой песней весной на лугу.
в сердце есенина с юных лет запали "ветровые слезы россии", ее грустные песни, светлая печаль — картина родной стороны создана в стихотворении "гой ты, русь, моя родная". родина, которой не видать конца и края — "только синь сосет глаза",— вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. ему приятно слышать "звонкий, как сережки, девичий смех", видеть, как у низеньких хат "звонко чахнут тополя", а "на лугах веселый пляс". радостно ощущать, как "пахнет яблоком и медом", и поэтому поэт признается в любви родине.
если крикнет рать святая:
"кинь ты русь, живи в раю! "
я скажу: "не надо рая.
дайте родину мою".
есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", больше стихийно, чем сознательно. есенин в оценке нового советского уклада жизни. он знал и любил старую русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:
спит ковыль. равнина дорогая,
и свинцовой, свежести полынь.
никакая родина другая
не вольет мне в грудь мою теплынь.
и теперь, когда вот новым светом
и моей коснулась жизнь судьбы.
все равно остался я поэтом
золотой бревенчатой избы.
поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его родины.
мне теперь по душе иное,
и чахоточном свете луны
через каменное и стальное
вижу мощь я родной стороны.
но поэт был далек от реального понимания социализма и революций. отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от к обвинению.
Уточните вопрос
Объяснение: