Лиза испытывает чувство страха и печали. Она не хочет расставаться с Эрастом, но этого требует судьба. Внутри Лизы сердце замирает, она готова расплакаться, ей жалко Эраста. В этот момент Лиза понимает, что она настолько сильно привязана к Эрасту, что даже готова умереть, но оставить его рядом...
Тема : Жаба и роза жили в одном и том же заброшенном цветнике. В саду раньше играл маленький мальчик, но теперь, когда роза расцвела, он лежал в постели и умирал. Противная жаба по ночам охотилась, а днем лежала среди цветов. Запах прекрасной розы ее раздражал, и она решила ее съесть. Роза ее сильно боялась, так как не хотела умирать такой смертью. И в тот момент, когда она почти уже добралась до цветка, сестра этого мальчика подошла срезать розу, чтобы дать ее больному ребенку. Девушка отшвырнула коварную жабу. Мальчик же, вдохнув аромат цветка, умер. Роза стояла у его гроба, а потом ее засушили в книге. Смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей ее всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку. Главная мысль : делающий добро - бессмертен, а безнравственный эгоизм обречён. Или можно сказать словами Гаршина : «Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы». Это произведение не только о розе и жабе, но и в более широком смысле о вечной борьбе добра и зла, о жизни и нравственных ценностях.
Кастелянша — это крепостная крестьянка старой барыни. Она отвечает за белье барыни. Также кастелянша руководит прачками. Одной из ее подчиненных является прачка Татьяна, возлюбленная Герасима.
О кастелянше в тексте дается мало информации — не известен её возраст, имя и внешность, но, судя по всему, у кастелянши не самый хороший характер. Кастелянша "шпыняет" и ругает кроткую и безответную Татьяну, которая не заслуживает такого отношения: "...Однажды за обедом кастелянша, начальница Татьяны, принялась ее, как говорится, шпынять и до того ее довела, что та, бедная, не знала, куда глаза деть, и чуть не плакала с досады. Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу, наложил ее на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо, что та так и пригнулась к самому столу. Все умолкли. Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. «Вишь, глухой черт, леший!» – пробормотали все вполголоса, а кастелянша встала да ушла в девичью..."