Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова — одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем мире. Гениальный композитор, выдающийся педагог, создавший свою школу, дирижёр-практик, автор трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании, музыкальный писатель, оставивший своеобразные мемуары «Летопись моей музыкальной жизни», Римский-Корсаков представляет собой энциклопедический тип русского художника. Личность Римского-Корсакова сочетала это многообразие в гармоническом единстве.Римский-Корсаков часто казался современникам суровым, замкнутым, «застёгнутым на все пуговицы». Подчёркнуто прямая осанка худощавой фигуры, подтянутость, умное, одухотворённое лицо, живой взгляд, который не могли притушить двойные очки, - всё это говорило о человеке большой воли и требовательности к себе. Классик русской музыки, чутко отзывавшийся на жгучие вопросы современной ему эпохи, Римский-Корсаков оставил многообразное наследие в различных жанрах: оперном, симфоническом, камерно-вокальном и инструментальном. В каждом созданном им сочинении ощущается яркое своеобразие его творческой индивидуальности, то специфическое, что присуще только его музыке, то «лица необщее выраженье», которое образует основу его стиля.Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.
Разнообразная по тематике проза Абая имеет много параллелей с его поэзией. Как и стихи, «Слова» Абая содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах чело-века, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образо-вания и культуры для развития общества.
В «Словах назидания» Абая раскрывается и философская тема. Он пишет о необходимости углубленного познания явлений, тайн природы и общества, окружающего мира.
Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, по-знавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, нау-ке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания» , мы видим образ граждани-на-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глу-боко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любо-вью к народу, родной стране.
Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? — писал Абай. — Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная? » Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее»