Я считаю, что нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что образ Раскольникова - это не типичный характер, а многогранный. Автор рисует образ задавленного бедностью студента, простого, провинциального человека. Попав в обстановку "душного города", где царила жестокость и несправедливость, Раскольников создает собственную теорию, которая, как он считал избавить от трудностей и его, и окружающих.
Именно вопросы "Вошь ли я, как все, или человек? ", "Тварь ли я дрожащая или право имею? " решали, как думал Раскольников, станет он выше над всеми, обретет ли свободу, станет ли человеком… Раскольникову было важно непременно доказать свою теорию, важно было суметь преступить.
Сам Наполеон, о котором Раскольников говорит в своей статье, был равнодушен к человеческим судьбам, был готов на любые действия ради счастливого будущего.
И к этой категории, людей особенных, которым якобы дано править человечеством и не считаться с законом, решил причислить себя и Раскольников. В этом и была его роковая ошибка.
Но по своей природе Раскольников не Наполеон, потому что в отличие от него, он мечтает не только о своем счастье, но и о счастье окружающих. Ему кажется, что преступление можно искупить тысячами добрых дел.
"Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь".
Другим его отличием от Наполеона является его неумение приказывать сердцу, быть хладнокровным и усмирить свою совесть. Врождённая доброта заставляют его мучиться после убийства. А иначе и быть не могло, потому что человек лошадь, как это было в его сне, не мог бы остаться равнодушным к убийству.
Понять свои ошибки и раскаяться ему Соня, которая умела принимать чужие беды, жертвовать собой ради других и прощать. Именно она ему найти правильный путь.
Раскольников - несчастный человек, который страдал за человечество и справедливость в обществе, испытывал душевные мучения, на которые влияла общественная обстановка.
Но это перестает его так сильно мучить из-за безграничной любви к Соне.
Весь его путь от задумки теории и до её краха понять, что Раскольников не только неудавшийся Наполеон, а и страдалец за человеческие ценности.
Лет десять назад у нас был опубликован рассказ американского писателя Гамильтона “Невероятный мир”. Прибывшие на Марс космонавты, к своему удивлению, встречают на этой пустынной планете многочисленное и странное население. Монстры, один другого страшнее и несообразнее: многоголовые, многоногие, злющие и бес все вооруженные нестреляющим оружием; почему-то здесь есть и красотки. Откуда этот сброд? Оказывается, из фантастики. На Марсе материализуются бредовые измышления безответственных фантастов. Но теперь, раскрыв тайну человеческого воображения, обиженные марсиане садятся за пишущие машинки, и вот уже по Нью-Йорку шагает уродливый великан — отныне марсианский бред материализуется на Земле. Рассказ этот пародийный — он высмеивает бытовавшую на Западе авантюрную фантастику, “космическую оперу”. Но сейчас я хотел бы обратить внимание на другое: рассказ этот не только пародиен, но и символичен. Да, действительно, нашу Землю окружает некий невероятный мир, который называется космосом, невообразимо обширный, необыкновенно пустой, с миллиардами километров “ничего”, пронизанного только лучами, простреливаемого метеоритной пылью. Быть может, — ручаться нельзя — сотни и тысячи лет люди будут рыскать в этой пустоте между мерзлыми глыбами и раскаленными сгустками газа, прежде чем найдут какое-то подобие жизни, не говоря уже о разуме. Но и сейчас, помимо этого подлинного космоса, мерзло-пустого, создан в читательских головах еще один космос, воображаемый, где носятся взад и вперед ракетные корабли, пороховые, водородные, атомные, мезонные, анамезонные, фотонные, внепространственные, ноль—пространственные, — необозримый мир, густо населенный героями, космос литературный, придуманный писателями в соответствии с их симпатиями, личными, классовыми, историческими, национальными, профессиональными. И население получилось до того пестрое, что разобраться в нем нелегко — нужно сопоставлять вкусы и взгляды писателей разных стран и разных времен. Нельзя, свалив два десятка рассказов в одну кучу, сказать: вот литературные герои космоса. Нужны еще примечания — что за герои, откуда, требуется этакий адрес-календарь — “кто есть кто” в литературном космосе, что за герой, кто послал его, куда и с какой целью.
Удачи! ❤
Надеюсь это правильно!