Повесть «Капитанская дочка» посвящена истории нашей страны. В ней Пушкин пытается ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в истории — личность или народ? Автор, используя обширный исторический материал, показывает противоречия русской жизни. Выступления крестьянства против крепостного права формированию в передовой части общества мысли о необходимости ликвидации крепостничества в России. В начале повести образ мятежного народа — случайный, возникающий только из разговоров. Гринев, приехав в крепость, при первой же встрече с капитаном Мироновым заводит речь о восстании: «Я слышал, что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». «Пустяки! — сказал комендант. — У нас давно ничего не слыхать!» Но потом события развивались стремительно, и далекий мятеж, не тревоживший офицеров крепости, получил название «пугачевщина». Угнетенный народ пошел за Пугачевым, несмотря на жестокие меры правительства по усмирению бунта. В повести «Капитанская дочка» вооруженный народ подступил к Белогорской крепости. Штурмующих не испугали залпы пушек — они ворвались в крепость. Весь гарнизон (за исключением Миронова, Гринева и одного поручика) сдался и бросил оружие. Гринев становится свидетелем массового восстания: «Жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь». Крестьянское восстание Пугачева возникло стихийно. Не было четкой цели и общих интересов у крестьян и казаков. Невыносимо тяжелая жизнь заставила их пойти на бунт. Пушкин в повести «Капитанская дочка» сумел показать внутренний мир этих простых людей. Вот как он описывает их взаимоотношения со своим предводителем: «Все обходились между собой как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева. И на сем странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое...».
Ябы это сделала в виде письма. вот так: . дорогой друг, вчера я вернулся из похода. впечатлений много, постараюсь тебе рассказать кое что. я взял с собой собаку фокса и он веселил нас там своими выходками. то лаял на белку, то убегал и мы его долго искали, то рыл норы, почуяв полевых мышей. но самое смешное, что он стащил у нас колбасу, зарыл её где-то, бегал к своему тайнику и лакомился втихоря, а мы довольствовались консервами. в лесу хорошо, вот только комары.. но мы развели костёр и варили уху из мелкой рыбёшки, которую сами и поймали в маленькой речушке, что протекает совсем рядом. красивые у нас в россии места! какие поляны с цветами, берёзы белые, могучие дубы- загляденье. а ночью небо звёздное, так и тянет на поэзию. жалею, что мало читал, надо восполнить этот пробел. в следующий раз пойдём вместе с нами! приезжай, не !
Среди рассказов александра ивановича особое место занимает «гранатовый браслет». паустовский называл его «одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви». один из главных героев, бедный застенчивый чиновник желтков, полюбил княгиню веру николаевну шеину, жену предводителя дворянства василия шеина. он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. желтков писал ей письма, собирал ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. и вот, через восемь лет после того как желтков первый раз увидел и полюбил веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней. «я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой вы сидите, паркету, по которому вы ходите, деревьям, которые вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой вы говорите». вера рассказала об этом подарке мужу и чтобы не попасть в «смешное положение» они решили вернуть гранатовый браслет. василий шеин с братом его жены попросили желткова больше не посылать вере письма и подарки, но разрешили написать последнее письмо, в котором он извиняется и прощается с верой. «пусть я был смешон в ваших глазах и в глазах вашего брата, николая николаевича. уходя, я в восторге говорю: «да святится имя твое». у желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к вере. она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. и вот, когда последнюю радость в жизни у него отнимают, желтков кончает жизнь самоубийством. скромный канцелярист желтков лучше и чище, чем люди светского общества, такие как василий шеин и николай. благородство души простого человека, его способность к глубоким переживаниям противопоставляется черствым, бездушным «сильным мира сего». благородство души простого человека, его способность к глубоким переживаниям противопоставляется черствым, бездушным «сильным мира сего».