Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека» , чиновника четырнадцатого класса. Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург. Горе потрясло старика, но не сломило — он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека» , мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы. В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека» . Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?. . Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца» . Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…» . Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери — красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое — как в таких случаях обычно бывает: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою» . То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.
Детство Мцыри было очень тяжелым. В 6 лет он попадает в плен к русскому генералу. Уже в столь раннем возрасте его лишают всего: семьи, близких, друзей и родины. Он обречен на жизнь в монастыре. Для Мцыри это место становится символом неволи, тюрьмой. Ему не с кем поделиться своими мыслями, здесь у него совсем нет друзей. Мцыри испытывал чувство одиночества и жажду свободы. И тогда он сбегает. Поближе к природе, к родине. Здесь он чевствует себя частью природы: Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял. И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Он сравнивает себя со змеей, с барсом, чувствовал себя, "как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков". Даже перед смертью он просит похоронить его поближе к природе, в саду: Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! В своей исповеди о "тех трех блаженных днях" Мцыри честно признается себе и в своих радостях, и в неудачах. Он благодарен чернецу за то, что тот его выслушал. Но рассказывал он все это не только для того, чтобы "облегчить грудь", а чтобы заново пережить все события. Чтобы еще раз оказаться на свободе, пусть даже в своих мыслях. Бедный мальчик даже не успел узнать, что такое жизнь. Вся жизнь для него была пленом, и лишь три дня ему было дано, чтобы узнать, что такое счастье, свобода. Это мы видим не только в самой поэме, но и в эпиграфе: "Я пробовал немного меду, и вот я умираю". Помимо эпиграфаавтор использует для раскрытия характера героя изобразительные средства: "пылающая грудь", "снег, как алмаз", "сребристый голосок", "я, как змей", "рука судьбы". Эпитетами, метафорами, сравнениями автор создает образ романтического героя. Произведением Лермонтова восхищался даже Белинский. Он поражался описаниям природы. "Природа сама несла и подавала материалы, когда он писал эту поэму"-говорил Белинский. "Многие положения были верны, схожи с реальностью. Поражает разнообразие образов, характеров". Я считаю, что Белинский был совершенно прав. Поэма поражает разнообразием красок, изобразительных средств. Что же сподвигло Лермонтова на создание такого шедевра? В его время было запрещено любое проявление идей о свободе человека. И единственным выражения своих мыслей было именно написание произведений. Так сделал и Лермонтов. В поэме Мцыри он раскрыл идею свободы и равенства. Я, лично, думаю так :)