Л. Н.Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М. Ю.Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне, если можно так выразиться, законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
Надо сказать, что подробное, "бытовое" описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. Грязная обыденность страшнее!
Сюжетная конструкция схожа: "Плен, попытка бегства, утешители (у Лермонтова — монах, у Толстого — девочка). У Лермонтова конец трагичный: лучше смерть, чем неволя. У Толстого — хэппи-энд, в лучших традициях американских боевиков. Нам можно даже увидеть некий юмор в последних словах Жилина: "Вот я и домой съездил, женился!" Так и хочется сказать: "Ничего себе, сходил за хлебом!"
Сразу оговорюсь, мне лично ближе история, записанная Лермонтовым. В ней нет этого смиренного восприятия рабского бытия, нет мелочной антисобытийности, какой-то вещественной меркантильности. И нет того, что со временем оттолкнет от Толстого многих его почитателей и что проглядывает уже и в ранних произведениях — убогой терпимости. Той, которой в полной мере обладают блаженные и юродивые.
Я люблю Толстого, когда он сочными красками рисует подробные холсты своего времени. Могут нравиться или не нравиться батальные сцены, характеры, судьбы его многочисленных полотен, но не восхищаться объемом и глубиной перспективы этих картин нельзя. Но когда Толстой начинает поучать, когда он с фанатичной тупостью (что смотрится в его величественном образе как душевная болезнь) начинает вещать и проповедовать, я закрываю книгу.
Вернемся к "Кавказскому пленнику". Возможно, до войны в Чечне мы воспринимали бы это произведение стандартно. И в сочинениях писали бы, что Толстой всю свою жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Что веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе "Кавказский пленник". Что он великолепный стилист и что он создал народные книги для чтения, по которым учил крестьянских детей.
Сидел себе в Ясной Поляне длиннобородый патриарх, которому не надо платить за свет и газ и которому не досаждают соседи-алкоголики, и рассказывал чистеньким, специально для барина умытым и приодетым мужицким детям о том, как надо жить. Так, например, как "Филипок". Или — как Лев Николаевич.
Недавно на экранах кинотеатров торжественно демонстрировался новый "Кавказский пленник". Надо сказать, что режиссеру удалось глубже выразить мысль, затронутую Львом Николаевичем. Предметнее, с предельным, почти документальным реализмом. И такой фильм действительно заставляет задуматься: почему люди столь враждебны друг к другу, зачем они воюют.' Более того, появляется фантастическая мечта: сделать так, чтобы все взрослые с планеты исчезли, а остались только дети, не умеющие различать друг друга по национальности или вероисповеданию. Да и о самом вероисповедании ничего еще не знающие.
Я ни в коей мере не противопоставляю кинофильм творчеству великого писателя. Меняются времена, меняется оценка определенных предметов искусства. Да и восприятие меняется.
Но вот почему-то Мцыри мы принимаем безоговорочно, без попыток анализировать или — упаси Боже! — критиковать. Что, кстати, можно сказать о почти всех талантливых произведениях любого времени и любого авторства.
В рассказе кавказский пленник Толстой описывает жизнь Жилина и Костылина в плену у татар. Жилин пытается бежать из плена вместе с Костылиным,но их ловят. Жилин не опускает руки и заводит дружеские отношения с дочерью главного татарина. Именно и она ему бежать из плена.
В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки (капитана дворцовой гвардии). (Бонавентура). 1. Гимназист-канатоходец.(Тибул). 2. Та, чье имя значит "вся жизнь" (Суок). 3. Экономка доктора. ( Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу. (Ганимед)Имя доктора. (Гаспар)Учитель танцев. (Раздватрис)Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку. (Просперо)Лошадь, на которой ездила Суок. (Анра)Наследник Трёх Толстяков. (Тутти)Силач из балаганчика "Троянский конь". (Лапитуп)Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок. (Бризак)Кличка лучшего попугая из зверинца. (Лаура)
Тема труда в рассказе А. П. Платонова «Никита» Главный герой рассказа Андрея Платоновича Платонова — Никита. Об этом говорит и название произведения. Никита — пятилетний мальчик, отец которого ушёл на войну и не вернулся. Поэтому мать Никиты целый день трудилась в поле, а Никита оставался дома один. Платонов показывает нам один такой день из жизни Никиты. Мальчик бродит по избе и двору, и всё вокруг кажется ему живым: «Везде есть люди, только кажутся они не людьми». В своём воображении он видит вокруг маленьких человечков, водяных людей, великана, змей. При этом для каждого такого существа Никита придумывает свой облик, характер, привычки. Всех он делит на добрых и злых. Больше всего Никита боится старого пня, в котором он тоже видит черты какого-то человека. Самым добрым кажется ему солнце, потому что Никита решил, что на нём теперь живёт умерший дедушка, которого он очень любил. Можно сказать, что Никита — добрый, любознательный, общительный мальчик. Ему всё интересно: «Он хотел теперь узнать то, чего он не знал». Так как он оставался на целый день один и ему было не с кем общаться, Никита разговаривал с окружающими предметами, оживляя их в своём воображении. Ему было одиноко и страшно, ведь Никите было всего пять лет: «…он занемел от страха; у него только дрогнуло и приостановилось сердце». И когда солнце- дедушку закрыло облако, Никита не выдержал и побежал к матери. Но день, описанный Платоновым, для Никиты был особенным — с войны вернулся его отец. Мы видим, что это событие очень изменило жизнь мальчика. Никита объявил всем «жителям» двора: «К нам отец пришёл. Он век будет с нами вековать». Интересно, что первым делом отец расколол на дрова старый пень. Этим автор дал нам понять, что Никита больше не будет ничего бояться. Отец и сын решили постелить в избе новый пол. Так началась и «новая» жизнь Никиты. Он с радостью трудился, выпрямляя гвоздики, в которых тоже видел маленьких человечков, которые теперь были добрыми, потому что Никита их «сам трудом сработал». В конце рассказа Никита произнёс главную мысль: «Давай все трудом работать, и все живые будут». Доброе сердце и трудолюбие — вот чем восхищается Платонов в своем произведении.
Надо сказать, что подробное, "бытовое" описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. Грязная обыденность страшнее!
Сюжетная конструкция схожа: "Плен, попытка бегства, утешители (у Лермонтова — монах, у Толстого — девочка). У Лермонтова конец трагичный: лучше смерть, чем неволя. У Толстого — хэппи-энд, в лучших традициях американских боевиков. Нам можно даже увидеть некий юмор в последних словах Жилина: "Вот я и домой съездил, женился!" Так и хочется сказать: "Ничего себе, сходил за хлебом!"
Сразу оговорюсь, мне лично ближе история, записанная Лермонтовым. В ней нет этого смиренного восприятия рабского бытия, нет мелочной антисобытийности, какой-то вещественной меркантильности. И нет того, что со временем оттолкнет от Толстого многих его почитателей и что проглядывает уже и в ранних произведениях — убогой терпимости. Той, которой в полной мере обладают блаженные и юродивые.
Я люблю Толстого, когда он сочными красками рисует подробные холсты своего времени. Могут нравиться или не нравиться батальные сцены, характеры, судьбы его многочисленных полотен, но не восхищаться объемом и глубиной перспективы этих картин нельзя. Но когда Толстой начинает поучать, когда он с фанатичной тупостью (что смотрится в его величественном образе как душевная болезнь) начинает вещать и проповедовать, я закрываю книгу.
Вернемся к "Кавказскому пленнику". Возможно, до войны в Чечне мы воспринимали бы это произведение стандартно. И в сочинениях писали бы, что Толстой всю свою жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Что веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе "Кавказский пленник". Что он великолепный стилист и что он создал народные книги для чтения, по которым учил крестьянских детей.
Сидел себе в Ясной Поляне длиннобородый патриарх, которому не надо платить за свет и газ и которому не досаждают соседи-алкоголики, и рассказывал чистеньким, специально для барина умытым и приодетым мужицким детям о том, как надо жить. Так, например, как "Филипок". Или — как Лев Николаевич.
Недавно на экранах кинотеатров торжественно демонстрировался новый "Кавказский пленник". Надо сказать, что режиссеру удалось глубже выразить мысль, затронутую Львом Николаевичем. Предметнее, с предельным, почти документальным реализмом. И такой фильм действительно заставляет задуматься: почему люди столь враждебны друг к другу, зачем они воюют.' Более того, появляется фантастическая мечта: сделать так, чтобы все взрослые с планеты исчезли, а остались только дети, не умеющие различать друг друга по национальности или вероисповеданию. Да и о самом вероисповедании ничего еще не знающие.
Я ни в коей мере не противопоставляю кинофильм творчеству великого писателя. Меняются времена, меняется оценка определенных предметов искусства. Да и восприятие меняется.
Но вот почему-то Мцыри мы принимаем безоговорочно, без попыток анализировать или — упаси Боже! — критиковать. Что, кстати, можно сказать о почти всех талантливых произведениях любого времени и любого авторства.