Повествование в этой сказочной повести начинается с того, что семейство Бэнкс, собравшись утром за чаем, обсуждает вопрос о поисках новой няни. В доме уже побывало множество нянь, но ни одна из них не смогла ужиться с детьми – Джейн, Майклом и близнецами. И тут вдруг на пороге дома появляется решительная молодая особа, которая представляется Мэри Поппинс и заявляет, что она – их новая няня. Откуда взялась Мэри Поппинс перед дверью дома Бэнксов – неизвестно, возникает такое чувство, что она появилась здесь прямо из воздуха или спустилась с неба на большом зонтике-трости, который она держит в руках.
Мэри Поппинс не похожа на всех прочих нянь. Она – Мисс Совершенство, так как не имеет совершенно никаких недостатков (разве что очень любит смотреть на свое отражение в витринах магазинов – но разве это недостаток для очаровательной женщины?) Она строга и требовательна, но вместе с тем прекрасно понимает детей. Она рассказывает им чудесные сказки и поит микстурой, которая прямо у нее в ложке превращается в мороженое, она может въезжать по лестничным перилам вверх и расстегивать крючки и пуговицы на детской одежде с взгляда.
Кроме того, Мэри понимает не только детей, но и животных, и даже статуй – благодаря ей дети знакомятся с Мальчиком с дельфином в городском парке и узнают подробности о жизни одной бродячей собаки и собаки одной из их соседок. А еще Мэри обращает особое внимание на манеры – у нее самой манеры просто превосходны. А кроме зонтика, она приносит в дом с собой большую ковровую сумку, из которой достает самые разные вещи, причем, иногда такие, которые вряд ли поместятся в обычную сумку.
Одним словом, Мэри Поппинс – очень необычная няня, второй такой просто не существует. Она волшебница, но волшебница, которая целиком сосредоточена на детских проблемах, и появляется всегда там, где требуется детям. На вопрос Джейн и Майкла о том, как долго Мэри пробудет у них, она отвечает, что все зависит от ветра – ведь с ветра и своего зонтика она и перемещается от одних своих воспитанников к другим. Мэри Поппинс совершает для детей немало чудес – но все эти чудеса интересны только самим детям, в мире взрослых они не имеют никакой ценности. Мэри рассказывает и показывает детям, что творится в зоопарке ночью, а также рассказывает о доме, в котором обитают дети, нарисованные на блюде из фарфора.
А еще дети узнают от нее, откуда на небе появляются звезды – их туда относит именно Мэри Поппинс, и на самом деле это звезды из фольги, которые Мэри берет у Майкла и Джейн и приклеивает на небо. Сейчас дети оказываются именно в том мире, о котором мечтали – мире, наполненном чудесами. Только их беспокоит один вопрос: не забудут ли они обо всем этом, когда станут взрослыми - ведь взрослые часто не помнят даже самые яркие впечатления из своего детства. Но все же они верят, что такую няню, как Мэри Поппинс, они не смогут забыть никогда.
Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.
При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп» , увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа» , потому что у них «так глаз пристрелявши» . Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.
Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.
Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, - сожалеют англичане, - лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует» .
Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.
Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ очень близок к цели.
3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н. С. Лескова
Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера. Все Что смог Найти