С первой страницы, перед нами предстает, ничем не отличающийся город, мрачный, где люди радуются "прекрасному саду с величественными деревьями" (на самом деле там нет никаких деревьев, только тоненькие деревья), с мрачной мостовой, не было красочных вывесок, только "почти смытые дождем вывески". В общем, ничего красивого.
Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гжибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гжибовский[5]. При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.
Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814), отставной секунд-майор; Мать — Анастасия Фёдоровна (1768—1839), в девичестве также Грибоедова — из смоленской ветви этого рода, причём её семейство было богаче и считалось более знатным[6]; Сестра — Мария Сергеевна Грибоедова (Дурново); Брат — Павел (умер во младенчестве);[7] Жена — Нина Александровна Чавчавадзе (груз. ნინო ჭავჭავაძე) (4 ноября 1812 — 28 июня 1857). По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения[8], что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.
В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион[9]; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году (в возрасте 13 лет)[10] окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук[11], но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение.
Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве». Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих - ах! Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы - и закраснелась». Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку. При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко.