«Евгений Онегин» – знаменитый роман в стихах, принадлежащий перу Александра Сергеевича Пушкина, написанный в промежутке между 1823 и 1831 годами. Он представляет собой классическое, образцовое произведение, признанное шедевром русского слога не только в России, но и за ее пределами. Сегодня каждому мало-мальски образованному человеку известен сюжет и герои произведения "Евгений Онегин". Тема любви, тема дружбы, тема сокровенности человеческих и романтических отношений, проблемы морально-этического характера –все это лишь небольшой перечень вопросов, которые поднимает в произведении поэт. И не только поднимает, он размышляет над ними, ставя своих героев в нетривиальные ситуации, наблюдая за их поведением и реакциями. Во время прочтения произведения периодически возникает ощущение, что роман живет своей жизнью, что у героев есть свои принципы и желания, и что, может быть, сейчас Евгений прочтет письмо и найдет в своем сердце отклик на него, полюбив несчастную Татьяну. Однако нет, не таков Евгений Онегин. Тема любви не трогает его, он устал, ему скучно, а сердце его не готово на любовь в тех глобальных масштабах, которые предлагает ему Ларина. Герой вежливо, но убедительно отказывается от тех чувств, что открыла ему девушка. И, тем самым, любовь Татьяны переходит из разряда «тайного чувства» в категорию «неразделенной любви». Однако она так сильна, что даже через много лет, выйдя замуж за другого и кардинально изменив свою жизнь, Ларина не перестанет любить Онегина. Подтверждение тому мы видим в самом конце романа, где Татьяна прямым текстом говорит своему герою: Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Однако, в романе «Евгений Онегин» тема любви раскрывается не только с точки зрения Татьяны – женщины сильной и твердой, которая через всю свою жизнь бережно несет чувство любви, но и с точки зрения героя –Евгения. В свое время он оттолкнул «милую девушку Таню», но когда, спустя годы, столкнулся с ней в высшем обществе, понял, что она притягивает его, словно магнит. И даже более того – ранее холодный, рассудочный и прямолинейный Евгений – теперь, опьяненный нынешней Татьяной, поступает как когда-то она – пишет ей письмо, в котором признается: Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел. Он обвиняет себя в роковой ошибке, в той злой шутке судьбы, которая теперь бросает его к ногам княгини Татьяны. Кается и плачет в ногах у любимой, поверженный Евгений Онегин. Тема любви превращается для него из второстепенной и ненужной, в единственно важную. Он покоряется решению Татьяны: Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. В романе «Евгений Онегин» тема любви раскрывается многосторонне и непросто, но хэппи-энда, как это не грустно, быть и не должно. Любовь есть, она никуда не исчезает, но выше этого чувства стоит мораль и долг. А значит, пусть герои и не могут быть вместе, но они должны быть счастливы, ведь Господь одарил их высшим переживанием и высшим счастьем – любовью! Стоит признать, что с такой точки зрения, в романе «Евгений Онегин» тема любви преподносится как радость и благо, несмотря ни на что.
В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» говорится о том, как охотник заблудился в лесу и набрёл на Бежин луг. Он увидел пять мальчиков Илюшу, Павлушу, Ваню, Костю и Федю. Они стерегли табун, сидя вокруг костра и рассказывая разные истории. Но больше всего автор выделяет Илюшу и Павлушу. Им около двенадцати лет. Лицо Илюши довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое. Губы сжатые, сдвинутые брови, волосы жёлтые почти белые. Одет в новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивает его опрятную чёрную свитку. У Павлуши волосы всклокоченные, чёрные, серые глаза, широкие скулы, бледное лицо, большой, но правильный рот, вся голова огромная, тело приземистое, неуклюжее. Илюша рассказывает и знает больше историй, чем Павел. Он убеждён в своих рассказах, говорит с жаром, испытывает страх, он многословен и эмоционален. Павлуша же наоборот почти не верит в поверья и сказанья, говорит кратко смело и во всём пытается найти решение. - Ах, это примета дурная, - с расстановкой проговорил Илюша. - Ну, ничего, пущай! – произнёс Павел решительно – судьбы не минуешь. Всё же автору больше симпатичен Павлуша, потому что он смелый, бесстрашный и удалой: «И всё же он мне понравился» . Автор любуется тем моментом, когда убежали собаки, Павлуша без хворостинки в руке, ночью поскакал один на волка: «Что за славный мальчик! » Так же автора удивляет то, как он один в темноте пошёл к реке за водой и услышал голос покойного Васи. Все мальчики начали креститься, а Павлуша отреагировал очень спокойно. В том же году Павла не стало, он убился, упав с лошади. Автор с сожалением рассказывает об этом: «Жаль, славный был парень!»
«Тара́с Бу́льба» — повесть Николая Васильевича Гоголя , входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» в 1835 году опубликована оригинальная повесть Гоголя, собственноручно переписанная автором. Однако 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная редакция издателя Николая Яковлевича Прокоповича на основе правленной копии переписчика Павла Васильевича Анненкова и дополненных глав. Которая публиковалась с незначительными изменениями и в более поздних изданиях, как более полная, несмотря на определённые претензии Гоголя к этому варианту своего произведения, из-за несогласованных редакторских правок и изменений, и ряда заметных отличий от авторской рукописи «Тараса Бульбы» ("нежинская рукопись") подготовленной им ко второму изданию.
События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века[1]. Несмотря на авторское указание, что Тарас Бульба родился в XV веке, в пользу XVII века говорит и известный факт заядлого курения Бульбы: открытие табака европейцами произошло в самом конце XV века (благодаря Колумбу) и только к XVII веку широко распространилось.
Указав XV век, Гоголь подчеркнул, что повесть — фантастическая, а образ — собирательный, но одним из прообразов Тараса Бульбы является предок известного путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая родившийся в Стародубе в начале XVII века куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, сподвижник Богдана Хмельницкого, который имел троих сыновей: Назара, Хому (Фому) и Омелька (Емельяна), из которых Назар предал своих товарищей-казаков и перешёл на сторону войска Речи Посполитой из-за любви к польской панночке (прототип гоголевского Андрия), Хома (прототип гоголевского Остапа) погиб, пытаясь доставить Назара отцу, а Емельян стал предком Николая Миклухо-Маклая и его дяди Григория Ильича Миклухи, учившегося вместе с Николаем Гоголем и рассказавшего ему семейное предание. Прообразом является также Иван Гонта, которому ошибочно приписывалось убийство двоих сыновей от жены-польки, хотя его жена — русская, и история — вымышленная.