Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск.
«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком.
Война - это конфликт между странами, прибегающий для его решения к боевым действиям. Страны и люди конфликтующих сторон при том находятся в опасности уничтожения. Человек на войне - мишень и, при этом, оружие государства. Но у каждого человека есть собственное отношение к своему положению и самой войне.
Война ведётся на фронтах и в тылу. На фронте люди идут в бой, ведя открытые сражения, грудью прикрывая Родину, народ и свои семьи. Человеку на войне предстоят многие испытания - преодоления длинных дистанций, ведение боя, потери товарищей. Всё это может сломить человека и давить на его психику. Люди сражаются, но и они имеют чувства. На войне не место трусам и предателям, война - для патриотов, людей, уверенных в своём предназначении, своей значимости.
В тылу приходится не лучше. Взаимовыручка, поддержка в тяжёлые времена, когда надо в производстве оружия, когда не хватает продовольствия, когда родные и знакомые ушли на фронт - это так же нелегко. В тылу людям нужно не терять надежду и держаться вместе.
Если война вёдется в стране, то не важно, фронт ли это, тыл ли - люди везде страдают, всё становится сложно, и народу неспокойно. Но, несмотря на это, человек на войне приобретает и смелость. Война воспитывает и закаляет характер. Война либо сплотит, либо разрушит общество. Люди могут не только боятся, но и доблестно сражаться, гордо сносить тяготы, но стоять на защите своего дома ради высшей цели - службы Родине.
Простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгородской крепости жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице...”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу вызволить Машу из рук Швабрина.
Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!”
Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек.