События Второй Мировой Войны в стихотворении «Фуга смерти» Пауля Целана Одно из самых трагичных событий ХХ века — Вторая мировая война — оставила глубокий след в сознании миллионов людей, которые живут на разных континентах и говорят разными языками. Масштабы этой трагедии не имели аналогов в мировой истории.Как никакое другое событие, эта война приобрела разнообразную трактовку в литературе. Величайшего австрийского поэта Пауля Целана события тех лет коснулись непосредственно. Он родился в 1920 году в Черновцах (тогдашняя территория Румынии) в семье небагатого еврейского коммерсанта. По окончании школы Пауль едет во Францию для того, чтобы изучать медицину. Но начатая война разрушает его планы: Франции угрожает фашистская оккупация, и поэт возвращается в родной город, где учится в одном из университетов. Когда в 1940 году в Черновцы вошли советские войска, Целан изучал русский язык и работал переводчиком. Но уже через год немецкий оккупационный режим добрался и до Черновцов. Родители поэта как евреи были депортированы в концлагерь: оттуда вернуться им было не суждено. Сам Пауль Целан попал в трудовой лагерь, но ему удалось выжить. События Второй мировой войны оказали значительное влияние на все последующее творчество Пауля Целана. В 1948 году выходит первая книга Целана «Пепел урн», в 1952 — сборник «Мак и память». Тема войны — определяющая для обоих сборников Пауля Целана, ведущим жанром этих книг является жанр элегии. Оплакивание погибших, память о страшных событиях, которые поэт пережил сам, ужас войны — все это основа произведений Целана. Но в отличие от классических образцов элегического жанра Целан вносит в свои стихотворения апокалиптические мотивы, связанные с авторским мировосприятием. Целан рассматривал Вторую мировую войну как «последний акт истории», после которого должен состояться Страшный суд. Такое настроение пронимает и произведения Целана. Одно из центральных стихотворений обоих сборников — «Фуга смерти». Жанровое определение «Фуга» связано с музыкой. Фуга — это музыкальное произведение имитационно-полифонического характера. В фуге одна и та же тема воплощается в разные голоса. Этот принцип — основа композиционного строения стихотворения Целана. Поэзия, как и музыкальное произведение, в жанре фуги должна прежде всего вызывать эмоциональное волнение. Для этого автор создает образы, построенные на свободных ассоциациях, повторах, и достигает поражающего результата. Стихотворение передает состояние шока. Насыщенный повторяемыми и вариативными в соответствии с жанровыми законами фуги образами, стихотворение передает почти физическое ощущение боли. В то же время именно благодаря многозначительности образов стихотворения у читателя возникает параллель с книгой Апокалипсиса, который отвечает авторскому виденью событий Второй мировой войны. Вся жизнь Пауля Целана преисполнено неописуемым трагизмом, трагизмом, который определил тональность его творчества.
То, что произошло в Северной Осетии, уже не единичный случай, это уже стало практически неотъемлемой частью нашей жизни. И это пугает. Мы уже почти привыкли к таким страшным вещам. И это ужасно. Люди уже не воспринимают это как трагедию, а лишь как сводки в новостях. У нас выработался иммунитет к переживаниям за других, у всех и так хватает своих проблем, чтобы думать еще и о других.. .
Но ведь человек - это прежде всего существо социальное, и ему в любом случае не может быть безразлично то, что происходит с ему подобными. Когда происходит что-то ужасное, мы всегда думаем: с нами такого не случится. Но кто может быть в этом уверен? Разве мало доказательств того, что не застрахован никто? Что мы нигде не можем быть в безопасности? Что это может коснуться и тебя, и твоих родным, и твоих друзей и знакомых? Никто не хочет, чтобы это случилось с ним. И никто не хочет жить в страхе. И я не хочу. Жизнь стала настолько страшной, что боишься стоять на остановке, ездить в метро и на машине, летать на самолете и даже ходить в школу. Но и дома все время оставаться не выход, ведь дома тоже взрывают.
И наша мирная жизнь, наш крепкий мирок трещит по швам. Я сама поняла это, только когда это коснулось меня. Нет, у меня нет родных и знакомых, попавших в заложники. Но я с самого детства занимаюсь танцами и спортивной аэробикой, и практически каждые выходные или праздники выступаю на разных мероприятиях. И я должна была выступать и на Дне Города. Для меня это не было чем-то особенным, и я даже расстроилась возможности отмены праздника из-за трагедии в Беслане. Но когда об этом узнали мои родители, они были страшно встревожены. "Ты что, хочешь попасть в заложники? "- кричал папа и мотивировал все это тем, что хватит мне выступать, нужно учится. Но главная причина не укрылась от меня: они боялись за меня. А разве это правильно, когда родители боятся не за то, как ребенок поест и сделает уроки, а чтобы с ним ничего не случилось в школе, чтобы его не похитили? И разве должны мы бояться просто жить? Нет. Люди так реагируют, потому что просто знают: то, что случилось с ребятами из Беслана, может случиться и с их детьми. А дети знают, что и их школу может постигнуть та же участь. А дети - это наше будущее, и неужели в будущем нас ждут только страх и слезы? Но давайте отойдем от эмоций и подумаем, почему это произошло. Разве нельзя было этого избежать? Может, правительству пора уже что-то сделать? Наше государство должно обеспечивать безопасность своим гражданам, хотя особой заботы с их стороны что-то не чувствуется! Конечно, тяжело думать обо всех, но может, станет чуточку легче, если перестать в первую очередь думать о себе? Не знаю, как эта трагедия выглядит с точки зрения правительства, может, лишь как неудобство, неприятность для рейтингов и престижа.
Конечно, когда убивают продажного политика или депутата, это ужасно, но для народа это не столь значимо. Люди, имеющие власть, редко задумываются над тем, как облегчить жизнь тем, кто ее не имеет: детям, старикам, инвалидам.
У нас такой презентабельный президент, мне кажется, ему не было безразлично происшедшее, он чувствовал боль и отчаяние народа. Но ведь красивых слов не достаточно, люди доверились ему, надеются на него, так почему он ничего не сделал, почему так растерялся? Государство должно всегда помнить, что его внешняя политика и действия против людей, представляющих угрозу для страны всегда сказываются именно на народе. За последние полгода в стране произошло 46 (!) терактов, из них 18 на территории Москвы. Почему ни в чем не повинные люди должны расплачиваться за вражду и непонимание? Почему дети страдают от этого? Мы все так устали от злобы, несчастий, страданий. Я надеюсь, что наше правительство примет меры, и все мы сможем спокойно ходить в школу, и навсегда оставить в это страшное слово
Советы читателю 1. Лучше произведение читать вслух, не торопясь. 2. При чтении старайся вчитоваться. 3. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг. Бери пример с положительных героев. 4. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила. 5. При чтении бережно относись к книге. Используй закладки. 6. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить. 7. Не читай лёжа. От этого портится зрение. 8. Прежде чем начать читать книгу, надень обложку. 9. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. 10. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега. 11. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в специальной тетради. 12. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их могут погрызть домашнии питомцы