Объяснение:
1. Кирибеевич – опричник, Калашников – купец.
2. Портретную характеристику смотрите в тексте поэмы.
3. а) К царю относятся уважительно, Кирибеевич ему служит, но решается на обман, страшась царского гнева, скрывает от царя, что Алёна Дмитревна замужем. Калашников честно признаётся, что убил опричника по своей воле, но, чтобы не позорить свою жену, не говорит царю, как провинился перед ним и перед Алёной Дмитревной Кирибеевич.
б) Калашников любит жену, вступает ради неё в поединок с Кирибеевичем. Кирибеевич охвачен страстью к Алёне Дмитревне, но истинной любви к ней не испытывает, поэтому и позорит ни в чём не повинную женщину перед соседями.
в) Сначала никак, потому что Кирибеевич вообще не думает о Калашникове, а Калашников даже не подозревает о его существовании. Потом, после инцидента с Алёной Дмитревной, Калашников ненавидит обидчика, считает, что нарушитель законов человеческих и Божиих должен быть наказан, а Кирибеевич, узнав, что на поединок с ним выходит муж опозоренной им женщины, испытывает страх.
г) Кирибеевич о народе не думает, презирает людей, а Калашников уважает свой народ, поэтому перед поединком сначала кланяется народу.
4. Кирибеевич – человек смелый, сильный, но подлый, непорядочный, лживый нарушить законы, по которым люди живут испокон веков. Калашников – смелый, отважный, честный, порядочный человек, чувствующий свою ответственность за семью, живущий по веками установленным законам и стоящий на страже этих законов.
По определению автора, А. — мальчик лет девяти-десяти, «умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали». В интонации повествователя сказки чувствуется печальная нежность, которую испытывает он к своему герою. Привлекательность образа А. — в его застенчиво-детском ожидании волшебства. Мальчик считает, что дырочки в заборе образовались не от бывших там прежде деревянных гвоздей, а «что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки». Писатель открывает сказочность глазами тонко чувствующего ребенка: забор, курица, кошка, попугай, старушки — таинственный мир, скрывающийся в простых вещах.
А любимую курицу Чернушку, и та открывает ему тайну: под полом, в подземелье, королевство маленьких человечков, где Чернушка — не курица, а главный министр. Ночью, когда все спят, Чернушка тайно приводит А. к королю и тот его награждает. Желание А., высказанное с необдуманной поспешностью, оказывается огорчительно мелким — всегда знать уроки, не уча их. Конопляное семечко, полученное в дар А., но из-за безделья «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный». Когда семечко пропало, А. потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что А. грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для А. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине А. король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.
Время написания сказки совпадает с событиями, потрясшими всю Россию, — сотни людей, связанных с тайными декабристскими обществами, не по своей воле в кандалах отправлялись на каторгу. Закованная цепями Чернушка в человеческом облике министра не могла не вызывать ассоциаций, которыми в ту пору предпочитали не делиться публично. Смысл нравственного урока герою сказки не только в том, что надо старательно трудиться, но в том, что детское легкомыслие (так часто присущее и взрослым людям) делает несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из малодушия нарушить верность данному слову.
Лит.: Званцева Е.П. Место А.Погорельского в литературе пушкинской поры // Проблемы традиций и новаторства в художественной литературе. Горький, 1978; Шаров А. Волшебники приходят к людям. М., 1974.