александр трифонович твардовский родился 21 (8) июня 1910 года на хуторе загорье (ныне починковского района смоленской области). учился в сельской школе. позднее в смоленском педагогическом институте. в 1939 году окончил московский институт философии и (мифли). стихи начал писать рано. первые опыты твардовского были горячо поддержаны его земляком м.исаковским, в те годы уже известным поэтом.
судьба крестьянина в годы коллективизации стала темой ранних произведений твардовского: поэм “путь к социализму” (1931), “вступление” (1933) и “страна муравия” (1936), повестей “дневник председателя колхоза” (1932) и “наброски неудавшейся повести” (первоначальное название “враги”), написанной под впечатлением поездок в зубцовский и пречистинский районы смоленщины в 1932 году.
в лирике 1930-х годов, составившей сборники “дорога” (1938), “сельская хроника” (1939) и “загорье” (1941) твардовский стремился уловить изменения человеческих характеров в колхозной деревне, создать образы ее людей. цикл “про деда данилу” (1938) с его героем – мастером своего дела, предварил будущую “книгу про бойца” (1941–1945).
военный путь а.т.твардовского начался с осени 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе красной армии в западную белоруссию, а затем в финской компании (1939–1940).
с 1942 года и до конца войны твардовский работал в “красноармейской правде” – газете западного фронта. как корреспондент этой газеты в 1942 году он приезжал в войска 20-й армии, завершавшей погорело-городищенскую операцию и несколько дней жил в деревне денежное зубцовского района, где продолжал писать “василия теркина”.
за годы войны а.т.твардовский создал многочисленные стихи, объединенные во “фронтовую хронику”, очерки, корреспонденции.
в послевоенном творчестве твардовского во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливаются судьбы народа: поэма “дом у дороги” (1946), стихи “я убит подо ржевом”, “жестокая память” и др.
широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма твардовского “за далью даль” (1950–1960) – многосторонне и многокрасочно отражающая общественное умонастроение 1950-х годов.
напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы твардовского: “родина и чужбина” (1947), “печники” (1958).
вдумчивым критиком, верным традициям классической , проявил себя твардовский в книгах “статьи и заметки о ” (1961), “поэзия михаила исаковского” (1969), в статьях о творчестве с.я.маршака, и.л.бунина (1965), в речи о пушкине (1962).
помимо писательской деятельности а.т.твардовский занимался общественной деятельностью.
с 1950 по 1954 и с 1958 по 1970 годы был главным редактором журнала “новый мир”. умер 18 января 1971 года. похоронен на новодевичьем кладбище в москве.
В романе Чингиза Айтматова “Плаха” затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична судьба наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз Айтматов коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также различных нравственных проблем общества. Если эти проблемы не будут решаться, то в конце концов они приведут человечество к “плахе”.
Главным действующим лицом первой половины романа является Авдий Каллистратов. Это человек, которому небезразлично, в каких условиях живут окружающие его люди. Он не может без душевной боли смотреть, как люди губят самих себя.
Он не может бездействовать, хоть его поступки, часто наивные и не дающие нужного результата, оборачивались ему во вред. Писатель создает контраст между Авдием и молодыми наркоманами, подчеркивая тем самым два различных направления развития характера человека. Один путь, по которому пошел Авдий, приводит к совершенствованию лучших душевных качеств человека. Другой — к медленной деградации, к духовному обеднению. Кроме этого, наркомания постепенно делает человека физически слабым и больным. Одиночный протест Авдия не мог привести к глобальным переменам в обществе и даже в той небольшой группе людей, с которыми он имел несчастье вместе собирать анашу. Общество должно задуматься над этой проблемой и постараться решить ее силами, много большими, чем сила одного человека. Однако нельзя сказать, что Авдий ничего не сделал. Он пытался показать людям, к какой катастрофе они могут прийти, и кто-то непременно поддержал бы его, если бы судьба не привела Авдия к гибели. Кто-то поддержал бы его стремление изменить жизнь к лучшему. Показывая гибель Авдия, писатель словно объясняет нам, к чему мы все придем, если будем закрывать глаза и отворачиваться, видя, как происходит что-то страшное и несправедливое. Люди, убившие Авдия, хуже животных, потому что животные убивают, чтобы жить, а они убили бездумно, просто от озлобленности. Эти, если разобраться, жалкие пьяницы в конечном итоге сами нравственно и физически медленно убивают себя.
Еще одна проблема — проблема экологии — в наибольшей степени раскрыта через описание жизни семьи волков. Их восприятие мира автор приближает к человеческому, делая их мысли и переживания понятными и близкими нам. Писатель показывает, как сильно мы повлиять на жизнь живой природы. В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и себя. Это утверждение невольно напрашивается, когда читаешь отдельные моменты романа.
Самая главная и самая страшная проблема, как мне кажется, — это проблема нравственности. Бездуховные люди губить ради своей выгоды, и им не будет от этого ни больно, ни стыдно. Они не могут понять, что их поступки обернутся против них же самих, что за все придется платить. Бездуховные люди в романе снабжают подростков наркотиками, убивают Авдия, губят природу без зазрения совести, не осознавая, что они творят. Бездуховный человек ворует волчат у Акбары, из-за чего происходит еще более страшная трагедия: погибает ребенок. Но его это не волнует. Однако этот поступок и его привел к гибели. Все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях. Поэтому прежде всего надо стремиться пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстие, доброту и понимание. Все это пытался пробуждать в людях Авдий Каллистратов, к этому должны стремиться и все мы, если не хотим очутиться на “плахе”.
Объяснение: