Все мы знаем, что собаки произошли от диких волков, и рассуждая о том, каким образом в наших домах впервые появились четвероногие друзья, мы отводим себе главенствующую роль. Но если пристальнее всмотреться в историю, то можно понять, что это не совсем так.
Наиболее распространенным предположением является то, что некоторые охотники-собиратели находили маленьких волчат, и брали их на воспитание. С течением времени эти прирученные волки показали свое мастерство на охоте, и люди стали держать их рядом с собой, пока они не превратились в собак.
Но если мы посмотрим на наши отношения с волками на протяжении всей истории, то поймем, что эта теория не имеет смысла. С одной стороны, волк был одомашнен во времена, когда современные люди были не очень терпимы к хищникам - конкурентам. В самом деле, после того, как современные люди прибыли в Европу около 43000 лет назад, они стали уничтожать каждого крупного хищника, который существовал в те времена, в том числе саблезубых кошек и гигантских гиен.
В те времена, люди и без волков были самыми успешными охотниками чем любой другой крупный хищник. Плюс к этому, волки едят очень много мяса, стая из 10 волков за один день может съесть целого оленя, и в охоте не окупала бы такой расточительности. И любой, кто видел волков в дикой природе, знает, что они не любят делиться.
Люди имеют долгую историю уничтожения волков, а не их приручения. За последние несколько веков, почти каждая культура вела охоту на этих животных. Первое письменное упоминание о преследовании волков было в шестом веке до нашей эры, когда Солон Афинский предложил награду за каждого убитого волка. В Англии, последний волк был убит в 16 веке по приказу Генриха VII . В Шотландии охоту на этих хищников затрудняли непроходимые леса. В ответ на это шотландцы их попросту сжигали. Но если это - снимок нашего отношения к волкам за столетия, то возникает резонный вопрос, так как же рядом с человеком смог выжить дикий волк, да еще и превратиться в собаку?
Если подумать об естественном отборе, то первое, что приходит на ум, это то, что в мире выживает сильнейший, а слабый погибает. Но это утверждение в некотором роде противоречит истории одомашнивания волков – здесь выжили не самые сильные, а самые… дружелюбные.
Скорее всего, именно волк пришел к нам, а не наоборот. Смелые, но агрессивные волки, которые в давние времена стали подбирать объедки со свалок на краю человеческих поселений, были убиты людьми, и только те, которые имели смелый но дружелюбный характер, имели шанс на выживание.
Дружелюбие вызвало странные изменения, произошедшие с волками. Они начали выглядеть по-другому. Постепенно прирученные животные обзавелись пятнистой шкурой и научились вилять хвостом. Но изменения затронули не только их внешность. Изменилась и их психология. Предки домашних собак развили читать человеческие жесты.
Как владельцы собак, мы считаем само собой разумеющимся, что мы можем указать на мяч или игрушку и наша собака поймет, что от нее требуется. И эта собак читать человеческие жесты уникальна. Даже наши ближайшие родственники, шимпанзе и бонобо - не могу прочитать наши жесты так же легко, как это может сделать собака. Некоторые из них настолько хорошо понимают хозяина, что могут даже читать такие тонкие жесты, как изменение направления взгляда.
Именно эта отличительная черта и примирила окончательно человека и собачьих предков. Именно тогда люди впервые стали брать их с собой на охоту. И те, у которых были собаки во время охоты, вероятно, имели преимущество перед теми, у кого их не было. Даже сегодня племена в Никарагуа зависят от собак, которые им обнаруживать добычу. Охотники на американских лосей в альпийских регионах приносят домой на 56 процентов больше добычи, когда они сопровождаются собаками. В Конго охотники полагают, что голодали бы без своих четвероногих
Впоследствии собаки научились предупреждать людей о приближении чужаков и, возможно, защищать их от хищников. И, наконец, хотя это и не приятная мысль, когда наступали тяжелые времена, собаки становились для людей еще и пищей. За тысячи лет до изобретения холодильников, где можно хранить запасы, и не научившись еще возделывать зерновые культуры, которые можно запасти впрок, именно благодаря одомашненным волкам люди от голодной смерти.
Из этого можно сделать вывод, что не мы великодушно обратили свое внимание на маленьких диких волчат, а что популяция волков приняла нас. И вполне возможно, что собаки даже были катализатором для нашей цивилизации.
Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе вопросы современной духовной жизни. Остановлюсь подробнее на одном на одном из рассказов этого писателя. В рассказе «Далекие зимние вечера» описывается обычный будничный вечер, один из многих в жизни маленькой деревенской семьи. Где-то далеко-далеко, за тысячи верст идет война. Здесь, в глухой сибирской деревушке, не слышно её раскатов, но тяжкая её тень легла и на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям. Но автору удается очень убедительно показать, что людям не согнутся, выстоять в ту тяжелую годину, что согревало и возвышало их душу. Мы видим, что в душе героя его рассказа живет доброта и чудесная радоваться - признак несокрушимой силы духа. Трудно, тяжело живет семья Колокольниковых. Отец на войне, мать с утра до ночи на работе, ребятишки – Ванька и Наташка – весь день предоставлены сами себе. Но – детство! Жизнелюбивое и неунывающее детство! Учебники под лавку и – шумное веселье, игры, драки. Бесшабашно- озорное уличное братство. Прекрасно, мастерски дан образ Ваньки Колокольникова, которого с полным правом можно назвать первым в галерее «шукшинских» характеров. Смышленый, озорной, даже по-крестьянски хитроватый, он в то же врем я сердечен, душевно развит. Воспитанный в традициях уличного рыцарства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он может, в трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, сплясать «Барыню», ни за что «дать по сопатке» товарищу, в суматохе схватить с кона только что проигранные бабки. Но вот он приходит домой, и все меняется. Тут вступает в силу свой закон. Пользуясь правом старшего брата, Ванька снисходительно посмеивается над маленькой сестренкой, подразнивает ее, «пужает», хотя в глубине души и побаивается, что она расскажет о его проказах матери. У сестренки тоже свое оружие: уморительно талантливо подражая матери, она корит непутевого брата: «Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом потом. Локоть- то близко будет, да не укусишь.» Но как удается писателю показать, что изо всей этой детской перебрани ярко видна сердечная привязанность этих двух существ! Баюкая куклу, Наташа поет взрослую, «невыносимо тяжкую и заунывную песню», и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестру серьезно, едва сдерживая слезы. Какими выразительными штрихами должен владеть писатель, чтобы затронуть человеческое сердце таким, на первый взгляд, обычным эпизодом из жизни детей! Но Шукшину это удается! Ванька, первый встретивший мать, вбегает в избу с материнским узлом, и Наташка «перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел брату». С приходом матери в доме появляется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных любящих душ. С этого момента в рассказе возникает особая интонация и, я бы сказал, особое освещение. Свет в лампе убавлен, голоса звучат мягко и чуть-чуть приглушенно. Этот ритм внесен матерью. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами, она тоже отдыхает душой с детьми Речь её певуча, сказочна: «Едем сейчас с сеном, а на дороге лежит лиса, лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы». Тонко-певучий теплый тон заполняет все пространство рассказа, написанном в раннюю пору писателя, чувствуется его мастерство, его умение видеть во всем, что окружало его, своих героев, своих персонажей. Этот рассказ показал неисчерпаемые возможности писателя – он стал для него шкалой подлинного художественного мастерства. В его героях есть тот «запах доброты», с которым они живут долго и счастливо. Я убежден, что этим «запахом доброты» обладал сам автор, он очень любил своих героев, показывал свое доброе отношение к ним, именно потому они были так правдоподобны, жизненны. Л.Н.Толстой писал : «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях». Шукшин любил жизнь, и с этим чувством жили его герои, поэтому так легко и свободно читаешь любое произведение Шукшина. Радости и страдания «шукшинских» героев понятны, потому, что они воплощены с определенной художественной силой. Сам писатель говорил о своем творчестве: «Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце… Утешить, успокоить, чему-то научить, поделится тем, что самого рассказчика волнует, из души рвется…» И это Шукшину удалось!
Наиболее распространенным предположением является то, что некоторые охотники-собиратели находили маленьких волчат, и брали их на воспитание. С течением времени эти прирученные волки показали свое мастерство на охоте, и люди стали держать их рядом с собой, пока они не превратились в собак.
Но если мы посмотрим на наши отношения с волками на протяжении всей истории, то поймем, что эта теория не имеет смысла. С одной стороны, волк был одомашнен во времена, когда современные люди были не очень терпимы к хищникам - конкурентам. В самом деле, после того, как современные люди прибыли в Европу около 43000 лет назад, они стали уничтожать каждого крупного хищника, который существовал в те времена, в том числе саблезубых кошек и гигантских гиен.
В те времена, люди и без волков были самыми успешными охотниками чем любой другой крупный хищник. Плюс к этому, волки едят очень много мяса, стая из 10 волков за один день может съесть целого оленя, и в охоте не окупала бы такой расточительности. И любой, кто видел волков в дикой природе, знает, что они не любят делиться.
Люди имеют долгую историю уничтожения волков, а не их приручения. За последние несколько веков, почти каждая культура вела охоту на этих животных. Первое письменное упоминание о преследовании волков было в шестом веке до нашей эры, когда Солон Афинский предложил награду за каждого убитого волка. В Англии, последний волк был убит в 16 веке по приказу Генриха VII . В Шотландии охоту на этих хищников затрудняли непроходимые леса. В ответ на это шотландцы их попросту сжигали. Но если это - снимок нашего отношения к волкам за столетия, то возникает резонный вопрос, так как же рядом с человеком смог выжить дикий волк, да еще и превратиться в собаку?
Если подумать об естественном отборе, то первое, что приходит на ум, это то, что в мире выживает сильнейший, а слабый погибает. Но это утверждение в некотором роде противоречит истории одомашнивания волков – здесь выжили не самые сильные, а самые… дружелюбные.
Скорее всего, именно волк пришел к нам, а не наоборот. Смелые, но агрессивные волки, которые в давние времена стали подбирать объедки со свалок на краю человеческих поселений, были убиты людьми, и только те, которые имели смелый но дружелюбный характер, имели шанс на выживание.
Дружелюбие вызвало странные изменения, произошедшие с волками. Они начали выглядеть по-другому. Постепенно прирученные животные обзавелись пятнистой шкурой и научились вилять хвостом. Но изменения затронули не только их внешность. Изменилась и их психология. Предки домашних собак развили читать человеческие жесты.
Как владельцы собак, мы считаем само собой разумеющимся, что мы можем указать на мяч или игрушку и наша собака поймет, что от нее требуется. И эта собак читать человеческие жесты уникальна. Даже наши ближайшие родственники, шимпанзе и бонобо - не могу прочитать наши жесты так же легко, как это может сделать собака. Некоторые из них настолько хорошо понимают хозяина, что могут даже читать такие тонкие жесты, как изменение направления взгляда.
Именно эта отличительная черта и примирила окончательно человека и собачьих предков. Именно тогда люди впервые стали брать их с собой на охоту. И те, у которых были собаки во время охоты, вероятно, имели преимущество перед теми, у кого их не было. Даже сегодня племена в Никарагуа зависят от собак, которые им обнаруживать добычу. Охотники на американских лосей в альпийских регионах приносят домой на 56 процентов больше добычи, когда они сопровождаются собаками. В Конго охотники полагают, что голодали бы без своих четвероногих
Впоследствии собаки научились предупреждать людей о приближении чужаков и, возможно, защищать их от хищников. И, наконец, хотя это и не приятная мысль, когда наступали тяжелые времена, собаки становились для людей еще и пищей. За тысячи лет до изобретения холодильников, где можно хранить запасы, и не научившись еще возделывать зерновые культуры, которые можно запасти впрок, именно благодаря одомашненным волкам люди от голодной смерти.
Из этого можно сделать вывод, что не мы великодушно обратили свое внимание на маленьких диких волчат, а что популяция волков приняла нас. И вполне возможно, что собаки даже были катализатором для нашей цивилизации.