Природа может являться в произведении только красивым фоном, может сама выступать в качестве героя, отражать чувства главных героев произведения, может быть и средством характеристики персонажей.
В рассказе описано раннее утро, когда двое ребят пошли на рыбалку. Утро это было туманное: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом». Еще очень не хочется просыпаться и природе, и главным героям. По дороге к омуту туман как бы играет с ребятами: «Туман отступал перед ними… Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова смыкался сзади».
Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло», кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг». Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена».
Поэзия Ахматовой являет собой небывалый синтез нежной женственности и доходящей до героизма мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности (наглядности, представимости образов), краткости Художник- Натан Альтман и исключительной смысловой ёмкости, предельной словесной точности и недоговорённости, предполагающей широчайшие ассоциации, острого ощущения современности, "бега времени", постоянной памяти о своём личном и общественном) и поистине пророческого предвидения, неповторимо индивидуального и социального, имеющего важнейшее значение для народа и всего человечества, национального и приобщающего к мировой культуре, смелого новаторства и ускоренности в традициях. Такой многослойный синтез характеризует ахматовскую поэзию как одно из вершинных явлений литературы 20-го века, который сделал возможным соединение того, что прежде казалось несоединимым.
Ахматова ближе всех из числа своих современников к самой главной, исходной литературной традиции - пушкинской. В 1953 году, работая над статьёй "Пушкин и Невское взморье", она записала: "Не знаю, довольно ли сказано в науке о величайшем поэте 19-го века (во всяком случае) про эту его особенность и так ли легко довести эту мысль до рядового читателя, воспитанного на ходячих фразах о ясности, прозрачности и простоте П<ушки>на". Тем самым она даёт ключ и к своему собственному творчеству.
Классичность стихов Ахматовой по сравнению с тем, что писали её выдающиеся современники, связана с её ориентацией на другого человека, другую личность "Есть поэты, которые общаются с культурой, с природой, с Богом - не обязательно через посредство другого. Ахматова же всегда через "ты". " Ты" ей необходимо для выделения гармонии, для осуществления связи с миром. Мандельштам преимущественно, Пастернак исключительно - космоцентричны… Она целиком антропоцентрична…" (Н.А.Струве). Она единственная из великих поэтов "серебряного века" дожила до 60-х годов, когда началась современная в широком смысле литература. Она соединила в своём лице разные эпохи.
В зрелом творчестве Анны Ахматовой лирическая героиня предстаёт в необычном для женской поэзии ракурсе поэта и гражданина. Необычна героиня Ахматовой и для мировой поэзии - это первая женщина-поэт, раскрывшая свою высокую и трагическую участь.
В её лирике благополучное в житейском смысле разрешение конфликта любви и творчества для поэта-женщины невозможно.
Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений.
"Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытываем характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьётся этот роман" (Б.Эйхенбаум "Роман - лирика").