Стихотворение В.А.Жуковского «Море» выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра- элегии. Элегия в переводе с греческого - жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, В.А.Жуковского. Элегии свойственны грустные, тревожные мотивы. «Море» Жуковского в композиционном отношении представляет собой большой, пространный монолог, с которым лирический герой обращается к морю как к живому существу .Лирический герой, как это и свойственно элегии, полон грусти, задумчив, его тревожит «тайна», которую скрывает в себе море, и он просит: Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволя Далекое, светлое небо к себе? Рисуя море, поэт использует прием олицетворения: море - живое существо, наделенное даром думать, дышать, грустить и даже любить! Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Море в стихотворении Жуковского - разное. В покойные дни, подчиняясь «далекому, светлому небу», море «чисто», горит «вечерним и утренним светом», «ласкает его облака золотые», освещается звездами». Но если «сбираются темные ночи», чтобы отнять у моря «ясное небо», оно становится другим: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и теряешь враждебную мглу. Лирическому герою важно и дорого это единство моря и неба. Мне кажется, поэт имеет в виду не просто своеобразие природы, в которой все взаимосвязано. Так, непогода, ветер, ураган, естественно, влекут за собой шторм на море, волнуют его, превращая в мятежное, полное тревоги. Сохраняя верность приему олицетворения, положенному в основу стихотворения, поэт продолжает иметь в виду и человеческие взаимоотношения: море, как живое существо, не принадлежит к числу тех, кто эгоистически подчиняется только своим желаниям, своим чаяниям, любит только себя, живет только своими интересами. Море не просто живое существо, которое дышит, радуется и сердится, безмятежно или полно тревоги, оно быть привязанным к родному существу, любить. Ты, небом волнуясь, дрожишь за него, - говорит поэт. Любоваться любимым существом и тревожиться за него - как это свойственно человеку! Лексический состав стихотворения представлен торжественной, высокой, книжной лексикой. Величие и мощь моря В.А.Жуковский стремится нарисовать, используя слова и выражения, взятые из арсенала возвышенной лексики: «необъятное лоно», «светозарная лазурь», «блещешь звездами», «враждебная мгла», «вздымаешь, сладостный блеск», «сбираешься», «бездна покойная». Обращают на себя внимание яркие, образные эпитеты – море – «безмолвное», «лазурное». Поэт использует разные литературные приемы. Это лексическая анафора: Ты живо, ты дышишь. Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью. Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу. Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Это прием градации, придающий стихотворению выразительность и убедительность: «бьешься»- «воешь» - «подъемлешь»- «рвешь»- «терзаешь»; «ты живо» - «ты дышишь» - «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты..» Следует отметить прием аллитерации: Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его. Итак, в основу стихотворения положен прием олицетворения. Очеловечивание моря происходит благодаря обращению к нему лирического героя как к живому существу; наделению его человеческими чертами и свойствами; а также динамикой, движением. Пейзажная зарисовка, выполненная поэтом, весьма своеобразна: с одной стороны, создается ощущение, что автор стихотворения подобен живописцу, рисовавшему море, а с другой - лирический герой, при воображения, вспоминает и рисует разное море, представляет, каким бы оно бывает в непогоду, каким - в покойные, солнечные дни.
1. Описание с элементами повествования 2. Гармония, наслаждение природой, восхищение 3. Сравнения (поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном), метафоры (волны растений, цветы брызнул ), эпитеты (девственная пустыня) 4. Роскошные степи 5. Нетронутая пустыня, куда не ступала нога человека 6. Светлая, чистая, невозделанная 7. Желтый, зелено-золотой, синий, лиловый, голубой 8. Величаво парили, распластав крылья 10. Невесть, неведомо, неизвестно 11. В третьем предложении нет относительного местоимения, если они имели ввиду выписать 3 местоимения из всего текста, то: по которому, в каком, которое
"Кусака" Леонид Николаевич Андреев Цитатный план: Глава 1: 1)"Она никому не принадлежала." 2)"Жучка! Пойди сюда, не бойся!" 3)"Зимняя ночь тянулась долго-долго". Глава 2: 1)"Наступила весна". 2)"Ай, злая собака!" 3)И это новое имя "Кусака". 4)"У нее отняли ее непримиримую злобу." Глава 3: 1)"Это малое изменило ее до неузнаваемости." 2)"Смотрите, Кусака играет!" 3)"По ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай." Глава 4: 1)"Желтыми огнями загорелась осень". 2)"А эта что — дворняжка!" 3)"Смутно предчувствуя беду". 4)"Леля не простилась с Кусакой." Глава 5: 1)"В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке." 2)"Наступила ночь." 3)"Рвется к свету сама беспросветно-темная ночь".