Размер стихотворения «Анчар» — четырёхстопный ямб.
Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.
Четырёхударные: «Стоит – один во всей вселенной», «И тигр нейдет – лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий».
Двухударная: «И застывает ввечеру»
Далее, при переходе ко второй композиционной части, когда накал растет, звучание меняется. Вторая композиционная часть – это центральная часть стихотворения, ядро трагедии.
Эпитеты: «В пустыне чахлой и скупой», «Песок горючий», «Вихорь чёрный»
Метафоры: «Природа породила… напоила» «Вихорь набежит… мчится прочь»
Антитеза (противопоставление): «владыка» — «раб»
Старославянизмы и архаизмы: «хладными» «ввечеру», «вихорь», «послушливые»
Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.
Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения. Зло – бич человечества. Символ зла – анчар – «древо смерти». С анчаром соотносится философская проблема жизни и смерти.
Стихотворение «Анчар» мне понравилось своей мощью, чётко выписанными поэтическими образами, необычными сравнениями, уникальным подходом к раскрытию темы.
По содержанию и идейной направленности это стихотворение относится к гражданской лирике Пушкина. Невозможно оставаться равнодушным к такому мироустройству, в котором «непобедимые владыки» отправляют на верную смерть «бедных рабов». Налицо конфликт мироздания.
Русская литература. 11 класс
ВВЕДЕНИЕ
Конец XIX — начало XX века — особый этап в истории общественного и художественного развития мира, и России в частности: освободительные идеалы народников потерпели поражение, возникали марксистские кружки, ощущалась острая необходимость духовного обновления общества. Сторонники революционного пути развития провозглашали устами М. Горького право веками эксплуатировавшихся масс на возмездие, возвеличивали «грамотного рабочего» и «грамотного мужика-демократа», видели в восстании против царизма от всех бед. Противники подобного подхода к дальнейшей судьбе России: Н. Бердяев, В. Розанов, символисты — считали, что своим игнорированием интересов отдельного человека сторонники революционного пути развития, социалистической идеи могут лишь завести общество в тупик, разрушить прежнюю систему нравственных ценностей, выработанных элитой общества, в том числе художественной интеллигенцией. Если первые увлекались идеями революции в России, то другие проявляли острый интерес к религии (сборник статей «Вехи», датированный 1909 годом).
Революция 1905—1907 годов показала несостоятельность эксплуататорского уклада жизни, не самодержавия и дальше править страной, с одной стороны, и неготовность общества жить по-новому — с другой. Она всколыхнула общественное сознание, доказала, что массы уже не будут жить по-старому. Логическим продолжением ее стали февральские и октябрьские события 1917 года.
В обстановке размежевания политических сил возникло и размежевание интересов творцов искусства, деятелей культуры. Одни продолжали традиции реалистического искусства, верили в позитивные (положительные) идеалы, другие остро чувствовали тупиковость ситуации и, разочарованные в и настоящем, устремлялись в будущее, искали новое содержание и новую форму. Основными тенденциями литературного процесса конца XIX — начала XX века стали следующие: переоценка прежних культурноэстетических ценностей под влиянием революционных и военных событий; выработка новой концепции искусства на основе использования принципов реализма и постепенного сочетания их с принципами модернизма1 — нового направления в художественном творчестве; выработка взаимоотношений с государственной властью, объявившей себя самой демократической.
В процессе осознания изменений, произошедших в мире, рождались три направления литературы. Современный исследователь М. Голубков называет их подсистемами: литература метрополии (государства), потаенная (возвращенная) и эмигрантская.
мария Т.-ГЛАВНАЯ героиня романа пушкина дубровский ,она была вежливая,послушная привлекательная