Одной из главных проблем комедии Грибоедова "горе от ума" можно назвать столкновение двух поколений - поколения века минувшего и поколения века нынешнего. Первое поколение крайне консервативно в самом неблагоприятном смысле этого слова. Фамусовское общество отказывается принимать хоть что-то новое (это подтверждают слова Фамусова: "Не то чтоб новизны вводили, - никогда нас боже!"). При этом перемены в этом обществе крайне необходимы: чинопочитание, раболепство, постоянная бессмысленная праздная кутерьма, отношение к службе как к чему-то несерьезному стали считаться естественными для власть имущих. Представителем совсем другого общества является Чацкий. Идеалы Чацкого - свобода суждений и мнений, служба ради стремления к знаниям и родине, а не чинов и званий. Новое, прогрессивное поколение, к которому относится Чацкий, крайне недовольно сложившимся состоянием дел. Таким просвещенным людям было бы в радость служить, да "прислуживаться тошно". В итоге продвинутым личностям остается быть изгоями, их клеймят мятежниками и преступниками - ведь поколение старое, черпающее суждения "из забытых газет времен Очаковских", безумно боится каких-то перемен ухудшить их положение, добытое обманом, связями. Также представители прогрессивного общества против бессердечного отношения к несчастным крепостным, в то время как старики считают нормальным издевательства над слугами. Естественно, столь резкие и многочисленные противоречия не могли не вызвать серьезного конфликта. В данном произведении конфликт между поколениями еще и вляется конфликтом между старым и новым, упадком знаний и просвещением, раболепством и привычкой заискиваться и свободой мышления, сохранением чувства собственного достоинства как одной из высших ценностей.
Главные герои рассказа – брат и сестра, Настя и Митраша. Дети остались без родителей. Другие жители деревни не оставляли их без внимания и всячески старались им. Но дети научились жить самостоятельно и оказались довольно хозяйственными. Вот как-то весной собрались ребята в лес за клюквой, в это время ягода бывает сладкая. Как только сошел снег ее видимо не видимо на полянках, которые называют кладовые солнца. Дети вспомнили про одно место, где этой ягоды можно насобирать целое ведро с одного метра. Сперва они шли вместе пока не дошли до развилки. Там Настя пошла по широкой дорожке, а Митраша выбрал на узкую тропинку. Заблудиться он не боялся, так как взял с собой и компас и даже ружье. За то что мальчик был собранный и всегда старался запастись нужными вещами его прозвали «мужичок в мешочке». В лесу через который шли ребята жила собака Травка, когда-то она принадлежала леснику, а после его смерти осталась одна. Тоскливо ей было и она частенько выла. Этот вой услышал волк и решил ее поймать, но в тот самый момент когда ее можно было схватить собака помчалась за зайцем. Митраша шел незаметной тропкой и попал в болото, хорошо сообразил бросить ружье плашмя, на нем и держался пока его случайно не нашла Травка. Тут из-за кустов появился волк, Митраша не долго думая выстрелил и убил его. Пока брат бродил по болоту Настя насобирала ягод. Вернувшись домой дети рассказали о своем приключении. Мало кто им поверил, но некоторые особо любопытные отправились в лес и привезли волка. Теперь «мужичка в мешочке» зауважали еще больше. Вовсе не обязательно быть взрослым и опытным, чтобы убить матерого волка с которым не могла справиться специальная бригада, достаточно немного везения. Этот рассказ не только о приключениях двух сироток. Еще одним действующим лицом выступает в нем сама природа. А все происходящее в нем наталкивает на многие мысли. Всем нам известно, что природа – наша кормилица. Не зря, кстати, рассказ назван так – «кладовая солнца». Это – те дары, что принимаем мы от природы и они безграничны. Нужно только уметь ими пользоваться. Этому и учит произведение.
Часть 1. путешествие в лилипутию судовой врач лемюэль гулливер попадает в страну лилипутию, в которой живут маленькие, в двенадцать раз меньше людей, человечки. (в оригинале лилипут — lilliput — это название самой страны, а её жители называются «лилипутийцы» — lilliputians). они захватывают гулливера в плен, позже местный король принимает от него вассальную клятву с обещанием послушания и освобождает. в этой части тетралогии свифт саркастически описывает непомерное самомнение лилипутов и их нравы, карикатурно копирующие человеческие. многие эпизоды здесь, как и в других частях книги, сатирически намекают на современные свифту события. есть, например, конкретная сатира на короля георга i (вычеркнутая редактором в первом издании) и премьера уолпола; выведены также политические партии тори и вигов («высококаблучники» и «низкокаблучники»). религиозные разногласия между католиками и протестантами изображены знаменитой аллегорией бессмысленной войны «остроконечников» и «тупоконечников», спорящих, с какого конца надо разбивать варёные яйца. в конце i части гулливер ввязывается в войну между лилипутией и соседним государством блефуску, населённым той же расой (комментаторы полагают, что имеется в виду франция, хотя есть гипотеза, что свифт подразумевал ирландию). гулливер захватывает весь флот неприятеля и решает войну в пользу лилипутии. однако из-за придворных интриг гулливера приговаривают к ослеплению, и он вынужден бежать из лилипутии. иногда здесь видят намёк на биографию государственного деятеля и философа виконта болингброка, близкого друга свифта, обвинённого георгом i в измене и бежавшего во францию. из-за этой (самой популярной) части тетралогии в современном языке слово «гулливер» часто используется как синоним гиганта, хотя на самом деле гулливер — обычный человек нормального роста, который лишь попадает в страну карликов. в следующей книге гулливер оказывается в стране великанов, и там уже сам выглядит карликом. часть 2. путешествие в бробдингнег (страну великанов) исследуя новую страну, гулливер оставлен своими спутниками и найден великаном-фермером, ростом 22 метра (в лилипутии все размеры в 12 раз меньше наших, в бробдингнеге — в 12 раз больше). фермер относится к нему как к диковинке и показывает его за деньги. после ряда неприятных и унизительных приключений гулливера покупает королева бробдингнега и оставляет при дворе в качестве забавной разумной игрушки. между небольшими, но опасными для жизни приключениями — такими, как борьба с гигантскими осами, прыжки на крыше в лапах обезьяны и т. д. — он обсуждает европейскую политику с королём, который иронически комментирует его рассказы. здесь, так же как в i части, сатирически критикуются человеческие и общественные нравы, но уже не аллегорически (под маской лилипутов), а прямо, устами короля великанов.
Представителем совсем другого общества является Чацкий. Идеалы Чацкого - свобода суждений и мнений, служба ради стремления к знаниям и родине, а не чинов и званий. Новое, прогрессивное поколение, к которому относится Чацкий, крайне недовольно сложившимся состоянием дел. Таким просвещенным людям было бы в радость служить, да "прислуживаться тошно". В итоге продвинутым личностям остается быть изгоями, их клеймят мятежниками и преступниками - ведь поколение старое, черпающее суждения "из забытых газет времен Очаковских", безумно боится каких-то перемен ухудшить их положение, добытое обманом, связями. Также представители прогрессивного общества против бессердечного отношения к несчастным крепостным, в то время как старики считают нормальным издевательства над слугами. Естественно, столь резкие и многочисленные противоречия не могли не вызвать серьезного конфликта. В данном произведении конфликт между поколениями еще и вляется конфликтом между старым и новым, упадком знаний и просвещением, раболепством и привычкой заискиваться и свободой мышления, сохранением чувства собственного достоинства как одной из высших ценностей.