Жалость, сочувствие, сопереживание, милосердие, добродетель… Неужели все это из другой жизни? Неужели у современного человека так очерствела душа, что, кроме собственного благополучия, покоя и достатка в своем отдельно взятом мире, ему ничего не нужно? И чужое горе не беспокоит его? Наверное, такие люди есть. Были они и в Будут и в грядущие столетия. Но не они характеризуют нации, народ и любое сообщество людей: население моего города, жителей нашего дома, моих школьных учителей и товарищей. Все-таки большинству людей присуще чувство сожаления. Тема сочувствия к тем, кто в беде, звучит во многих произведениях русской классической литературы. На Руси жалость всегда вызывали арестанты - обиженные, наказанные властью люди. Жалость не спрашивает, за что осужден человек. Он уже наказан за содеянное, а теперь его нужно Недавно я прочитала вот какую историю.
Русский поэт XVIII столетия В. Тредиаковский пошел смотреть на смертную казнь бунтовщика Емельяна Пугачева, которого считал врагом империи и действия которого публично осуждал. Перед тем как положить голову на плаху, Пугачев попросил у православного народа прощения и обвел взглядом гурьбу. И вдруг встретился глазами с Тредиаковским, которого узнал. Приближенный к императрице поэт должен был бы торжествовать, что бунтарю и смутьяну сейчас отсекут голову. Так, наверное, считал Пугачев. Но в глазах Тредиаковского не было торжества. Осужденный увидел в них боль и жалость. Сам поэт, спеша к месту, не ожидал от себя таких чувств. Автор заканчивает сказ «так из этого сожаления вышла вся русская литература».
А. Пушкин «милость к падшим призывал» и сочувствовал узнику, который сидит «за решеткой, в темнице сырой». Сожалением к декабристам, сосланным в Сибирь, перенята и поэма Г. Некрасова «Русские женщины». А написана она была почти через столетие после декабрьских событий. Весьроман Л. Толстого «Воскресение» - это роман о сожалении, об осознании вины и стремлении заслужить прощение ее. В романе «Война и мир» писатель описывает, как фельдмаршал Г. Кутузов объезжает строй русских солдат, что одержали победу над французами и заставили врага убегать. Кутузов благодарит воинов за героизм и храбрость. Но, поздравляя победителей, не забывает сказать, что разбитого, замерзшего француза, который убегает, теперь можно по-человечески и Подобных примеров и в литературе, и в жизни немало.
Христианская религия (как и другие религии) основана на милосердии. Известна всему миру матьТереза за свою бескорыстную и самоотверженную работу больным, бездомным и нуждающимся - награжденная Нобелевской премией мира. Хотя не ради награды, думаю, всю жизньтрудилась эта легендарная женщина.
Жалость рождается, когда ты птенца, который выпал из гнезда, и принес его домой. Когда ты плачешь, читая, как Тема искал свою Жучку. Когда ты готов отдать свою котлету чужому голодному псу. Когда уставшую после работы маму и сделаешь за нее домашние дела. И пусть ты несостоятелен жертвам землетрясений и наводнений, заложникам «Норд-Оста» и погибшим в небоскребах Манхеттена, но чувство сожаления не разрешит тебе переключить канал и отвернуться от человеческой боли.
В нашей жизни, несмотря на его твердость, людей, которые умеют сочувствовать, больше, чем бездушных. Жалость - это естественное состояние человека, а природа человеческая не изменяется так быстро. Поэтому мы далеко еще не зомби и не манкурты: сожалению есть место в наших сердцах. Современному человеку, я считаю, надо научиться сочувствию. Оно пока что редкость в нашей жизни.
Раскольников.Сильная и противоречивая личность,потерявшая нить,связывающую его с жизнью и разумом.Некоторые современники считают его сумасшедшим,другие признают безысходность его положения.
Его тяжелая судьба и капиталистическое общество,в котором не было места состраданию и печали,сжали душу Раскольникова словно тиски.Когда автор описывает Петербург,он не случайно использует краски для пейзажа: гиблые и безжизненные деревья,серое неприветливое небо и т.д. Много желтого в пейзаже,а желтый цвет в литературе-символика смерти,болезни,сумасшествия... В убийстве он видел не только свое но и других. Что убив одну бабку,он даст спокойно жить многим людям,которые имели с ней дело. Но почему именно топор? Топор,как известно-символ народного бунта. Раскольников выступает против этого общества,идет наперекор правилам и убеждениям.Его сны так же имеют особое место в произведении.
Уже после убийства,мы видим всю глубину размышлений и душевных терзаний героя.Его постоянный страх быть разоблаченным,страх перед самим собой.Что он сотворил,что он сделал? Эти вопросы не дают ему покоя.Мысль о самоубийстве так же проскакивает у него,когда он бродит по темным улочкам,символика которых означает потерю его жизненного пути,и лишь Сонечка со свечей,как символ надежды на новую жизнь,дает ему силы продолжить борьбу. Он дает чистосердечное признание,но не просто,как сам его факт,а как самораскаяние за содеянное.
Раскольникова нельзя назвать убийцей в полной мере. Его состояние было близкое к афективному,что сподвигло его на такой отчаянный шаг.Безусловно убийство остается убийством,но при каких условиях и обстоятельствах оно было совершено-этот вопрос и остается до сих пор актуальным для критиков и литературоведов