Впечатления от книги «Тарас Бульба» затуманены временем. Произведение прочитано давно, когда я был школьником. И в школе все произведения, которые относятся к программным, популярностью среди моих товарищей, да и у меня тоже, не пользовались. Но почему-то Гоголь меня привлек. Я прочитал сначала другие его произведения. И потом, затаив дыхание, взялся за толстый том «Тараса Бульбы», который захватил меня с самого начала. Я отчетливо помню, как это было интересно, какой необычный язык. Конечно, это чтение было омрачено той идеологической пропагандой, которая была у нас на уроках. Когда ты читаешь книгу, предварительно прочитав параграф в учебнике, это накладывает отпечаток. Но сюжет у меня остался в памяти на долгие годы, я до сих пор с восхищением вспоминаю эту книгу как исключительно интересную.
Державин восхваляет кузнечика потому,что он-"честный обитатель света","чист в душе своей,не злобен".По мнению автора, он никого не обижает,всем доволен в жизни и не стремится к богатству,к тому,что ему не нужно.Он честно живет своим трудом,тем, чем его наградила природа-пением,и поэтому "вдохновенным гласом звонким на земле он знаменит",он "всеми музами любим".Державин даже находит в нём олицетворение Бога:"О!Едва ли не подобен,мой кузнечик,ты-богам!". Стихотворение о том,что можно жить честно,никому не мешая и достичь высот.
В своем наиболее известном произведении, четверостишии «Умом Россию не понять», Тютчев поднимает патриотическую тему. При этом Россия для поэта является не абстрактной отчизной, а воплощением великого русского духа. Стихотворение было написано 28 ноября 1866 года и записано Тютчевым на клочке бумаги, который сейчас хранится в Пушкинском доме. Впервые стихотворение было опубликовано в 1868 году.
Философская миниатюра – плод размышлений Тютчева, попытка понять феномен собственной страны. Поэт, имея богатый опыт дипломатической деятельности в европейских странах, оценивал русскую культуру и политику в сравнении с европейским опытом. В строке «Аршином общим не измерить» автор подчеркивает самобытность русского народа и русского менталитета, загадочность и непредсказуемость русской души, не укладывающиеся в общеевропейские представления и стереотипы поведения.
По мнению Тютчева, именно удивительный образ мышления русского народа – залог того, что русский народ не погрязнет подобно европейцам в мещанских устремлениях, а всегда будет развиваться в любых, даже самых сложных условиях.
Миниатюра имеет характерную для поэта двухчастную композицию с четким разделением содержания. Первые две строки утверждают мысль об особой роли России, которую невозможно познать интеллектом, общепринятыми мерками; ее познание находится за рамками человеческих возможностей. Использование отрицательных частиц «не» усиливают лексическую значимость существительных «умом», «аршином». Поэт противопоставляет в стихотворении ум и веру. Третья строка объясняет особую роль России – «У ней особенная стать». При этом слово «стать» несет в себе образ человека: именно люди в России особенные, особенные своей широкой душой, сильным духом. Заключительная строка содержит вывод-идею, а выделительная частица «только» подчеркивает при этом исключительность России.
Стихотворение, являющееся монострофой по форме, написано характерным для Тютчева четырехстопным ямбом, придающим произведению возвышенные, одические интонации. Внутреннее движение в стихотворении создается с глаголов: понять, измерить, верить.
Стихотворение «Умом Россию не понять», образно и метко характеризуя Россию, не только выразило духовное кредо поэта, всей душой любившего свою страну, но и продолжает нести глубокий духовно-нравственный смысл для потомков.