В основу рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» легли воспоминания автора о трудном детстве, на который свой мрачный отпечаток отложили все ужасы сталинской эпохи. Вечные нищета и голод, которым сопутствовали идеологические преследования стали неизменным атрибутом жизни простых людей той поры.
Наверное, именно поэтому автор не употребляет в произведении литературных приемов, придающих художественной окраски его рассказу, ведь достаточно просто преподнести сухие достоверные факты, чтобы вызвать у читателя волну глубоких эмоций и переживаний. На примере жителей одного поселка, В. Тендряков показал жизнь всего государства.
с давних пор существует два способа обновления и изменения жизни. один — реформы и революции, второй — путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека. ф. абрамов на уроках мы познакомились со многими авторами и их произведениями. и каждое произведение соответствовало своему времени. изменения, которые происходили в шестидесятых—семидесятых годах, в первую очередь отразились в произведениях о деревне с ее бытовыми, нравственными проблемами. в повести “алька” федор абрамов раскрыл существенные проблемы, которые волнуют героя, его чувства, мысли. он мастерски нарисовал образы своих героев, и потому мы видим, какие изменения происходят в обществе. мы чувствуем переживания автора — он пропускает все происходящее через сердце. трудно и нам остаться равнодушными. абрамов понимал роль “деревенской прозы”, нравственные начала ценностей, накопленных многовековым духовным опытом народа. не случайно федор абрамов выбрал героиней альку — обычную деревенскую девчонку, которая уехала в город. в произведениях на деревенскую тему остро обнажаются жизненные противоречия. абрамов стремится к лепке характеров, а не к острым сюжетным положениям. он большое внимание уделяет этическим проблемам, формированию нравственных убеждений, основанных на представлениях о назначении человека, его дела и поведении. в повести “алька” — проблема выбора героем верного пути, своего места в жизни. алька находится в поисках своего “я”. естественно, что в ее сознании происходят изменения. и чтобы усилить значимость этих изменений, абрамов рисует образы сельчан. они не воспринимают новую альку. автор стремится соединить глубокую правдивость жизни с созданием образов самобытных героев. главной героине абрамов противопоставляет ее бывших подруг и друзей, тетку анисью, деревенских старух. знакомство с алькой происходит в деревне, когда она приезжает обратно из города навестить тетку анисью и побывать на могиле матери. с первых строк автор как бы выделяет альку из общей сельской толпы. деревенская душою, внешне она выглядит как городской житель: красные шелковые штаны, белая кофточка с глубоким вырезом на груди, модные туфли на широком каблуке, черная сумочка на ремешке через плечо. алька хочет показать себя, зачастую преувеличивая истинные значения. в повести раскрывается конфликтная ситуация, в которой проявляется сила нравственных убеждений и высота сознания героя. порыв чувств али непредсказуем. когда она оказывается в доме родителей, ее переполняют эмоции и воспоминания о матери. алька решает остаться в деревне, но, приехав в город за вещами, теряет решительность. она хочет работать стюардессой, повидать мир, но также она хочет пойти по стопам матери, быть похожей на нее. я думала, что алька все-таки останется в деревне, ведь там ее корни, но ее потянуло в город. может быть, она думала, что в городе жизнь ее сложится, сбудутся ее мечты. в деревне к ней относились как к чужой. это, наверное, и перевесило в ее решении уехать. жизнь в деревне вся на виду. поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. люди почитали совесть, стыд и честь. алька показала отсутствие стыда перед сельчанами, когда сбросила с себя одежду и пошла купаться голышом, пренебрежение традициями уважения к старшим (разговор со старухами), скромности, когда алька на виду у всех в клубе танцует со всеми рабочими подряд. все это приводит к тому, что люди от нее отворачиваются. вот такое понятие о норме нравственности у сельчан. абрамов — мастер слова! с какой достоверностью он изображает бытовые детали, обстоятельства, колоритность языка персонажей. обращаясь к истокам народного мироощущения, автор использует фольклор. абрамов создал целую галерею образов. автор с тонким чувством юмора создает образы. и мы сразу представляем их. федор абрамов осмыслить глубинные основы характеров (как положительных, так и отрицательных). он использует внутренний монолог героини, чтобы ярче показать образ альки, сломившейся под тяжестью обстоятельств, оказавшейся во власти ложных мещанских стремлений. жизненные противоречия являются средством раскрытия характера. наследуя традиции м. горького, а. толстого, м. шолохова, к. федина, федор абрамов развивает тему “деревенской прозы” и преемственность нравственных начал. в этой повести сочетаются размышления о прекрасных порывах и попусту растраченных силах, размышления о месте человека в жизни. жизнь в деревне нелегка и сейчас. у людей нет культурного досуга. тяжелая работа и пьянство занимают все время деревенских жителей. а аля — человек, ищущий высокие нравственные ценности. она не может сидеть на месте и ждать, когда придет ее час. алька приближает его своими силами. она самоуверенна и полна сил. мне кажется, что аля все-таки добьется своей цели, найдет свою дорогу в жизни.
Вот Вам начало, и одно произведение: "Сотников" В. Быкова. Война-это особое состояние бытия, когда человеку приходится снимать все свои привычные социальные маски и представать таким, какой он на самом деле есть. И очень часто в этом случае даже собственные представления человека о себе начинают расходиться с тем, каков он в обычной обстановке. Это выявляется прежде всего в ситуациях выбора, которые война постоянно предлагает человеку. Во многих произведениях русских писателей о войне художественные образы становятся глубинными символами, ситуации выбора начинают осмысляться прежде всего с философских позиций. Это особенно характерно для жанра военной повести. Прозаики тем самым продолжают размышления своих предшественников над вечными вопросами о природе добра и зла, о степени ответственности человека за собственные поступки, продиктованные вроде бы необходимостью, внешними по отношению к человеку обстоятельствами. Целый ряд писателей создали настоящие шедевры, посвященные этой проблеме: это Виктор Некрасов, Константин Симонов, Виктор Курочкин, Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие. Это основная тема и одной из самых знаменитых повестей Василя Быкова - "Сотников". Для прозы Быкова зачастую характерно слишком прямолинейное противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души некоторых героев раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим момент истины, ситуация категорического выбора, сразу проявляющая истинную сущность человека. Рыбак - герой повести "Сотников"-полон жизненных сил, не знает страха, и товарищ Рыбака, хворый, не отличающийся мощью, с "тонкими кистями рук" Сотников постепенно начинает казаться ему только лишней обузой. Действительно, во многом по вине последнего вылазка двух партизан за провизией закончилась провалом. Однако Сотников, изувеченный в подвале полицейской управы, не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем самым их, но для него очень важно достойно умереть. Личная этика этого героя очень близка христианской - положить душу "за други своя", не стараясь купить мольбами или предательством недостойную жизнь. Еще в детстве случай со взятым без спросу отцовским маузером научил его всегда брать на себя ответственность за собственные проступки. Многие утрачивают представления о Высшей справедливости и даже ее существовании, некоего Высшего суда, перед которым ответственны все без исключения. Таким высшим судом для неверующего Сотникова становится мальчик в буденновке, который олицетворяет в повести будущее поколение. Как когда-то на самого героя оказал сильное влияние подвиг русского полковника, во время допроса отказавшегося отвечать на вопросы врага, так и он совершает подвиг на глазах мальчишки, словно бы передавая своей гибелью нравственный завет тем, кто остается жить на земле. Перед лицом этого суда Сотников даже усомнился в своем праве "требовать от других наравне с собой". И здесь можно усмотреть скрытые переклички между образом Сотникова и Христом: оба погибли мучительной, унизительной смертью, преданные близкими людьми, во имя человечества. Подобное осмысление Быковым событий произведения в их проекции на "вечные сюжеты" и нравственные ориенти ры мировой культуры, и прежде всего на заповеди, оставленные Христом человечеству, вообще характерно для военной повести, если она ориентируется на философическое осмысление ситуации нравственного выбора, в которую ставит война человека.
В основу рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» легли воспоминания автора о трудном детстве, на который свой мрачный отпечаток отложили все ужасы сталинской эпохи. Вечные нищета и голод, которым сопутствовали идеологические преследования стали неизменным атрибутом жизни простых людей той поры.
Наверное, именно поэтому автор не употребляет в произведении литературных приемов, придающих художественной окраски его рассказу, ведь достаточно просто преподнести сухие достоверные факты, чтобы вызвать у читателя волну глубоких эмоций и переживаний. На примере жителей одного поселка, В. Тендряков показал жизнь всего государства.