Князь не сумел изменить свою судьбу. Он сделал все, чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось. Он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно.
...страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И щиплет ус от нетерпенья.
Руслан уныньем как убит; Мысль о потерянной невесте Его терзает и мертвит.
Выходит вон. Ногами стиснул Руслан заржавшего коня; В седле оправился, присвистнул;
О поле! поле! кто тебя Усеял мертвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал В последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал? Чьи небо слышало молитвы? Зачем же, поле, смолкло ты И поросло травой забвенья?. . Времен от вечной темноты, Быть может, нет и мне Быть может, на холме немом Поставят тихий гроб Русланов, И струны громкие Баянов Не будут говорить об нем.
Идею поэмы «Мёртвые души » сам Николай Васильевич Гоголь определил так: « … показать хотя бы с одного боку всю Русь». Сюжет произведения основан на похождениях Чичикова, покупающего «души» крестьян, мёртвых физически, но юридически числящихся живыми. Но не об этих «душах»размышляет Гоголь, не о них говорит нам название произведения. Ёмкий эпитет «мертвые. прежде всего относится к тем живым и здравствующим персонажам, которые мертвы духовно. Это не только сам главный герой, но помещики и чиновники, с которыми встречается на своём пути Чичиков.