Стихотворение “Тучи” было написано М.Ю. Лермонтовым в доме Карамзиных в день отъезда его в кавказскую ссылку в 1840 году. Там собрались друзья поэта, чтобы попрощаться с ним перед разлукой. Лермонтов писал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Фонтанкой и Летним садом.
Стихотворение построено на сопоставлении судьбы лирического героя и судьбы “вечных странников” – тучек. Стиль его – романтический, жанр – соединение элегии с романсом. В стихотворении присутствует пейзаж, плавно переходящий в философскую медитацию.
В первой строфе поэт обращается к тучам, сравнивая и сближая себя с ними:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Во второй строфе поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней. Горестные раздумья облекаются здесь в форму риторических вопросов:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
И мы понимаем,
что здесь поэт говорит о себе, о своей судьбе, о своем одиночестве, о неверных, ненадежных друзьях.
В третьей строфе использован принцип антитезы: тучи противопоставлены поэту. Они бездушны, не имеют Родины, страсти и страдания чужды им. Поэт же имеет Родину, в сердце его живет любовь к ней, привязанность, тоска. Он живой человек, обреченный на страдания и страсти. Таким образом, человек здесь противопоставлен миру природы.
Глубоко правдивы и изображены с подлинным сочувствием, лишенным и тени ложной карамзинской «чувствительности», образы крепостных крестьян. В «Братьях разбойниках», мы помним, Пушкин также вывел крепостных крестьян, наскучивших своей «долей» и занявшихся разбоем. Но в их облике почти не было ничего крестьянского. В крепостных Дубровского, также сделавшихся разбойниками, полностью сохранены их социальные черты. Особенно замечательна в этом отношении фигура самого активного среди них – кузнеца Архипа. Архип только что беспощадно расправился со своими недругами – приказными: запер их в подожженном доме, а раньше хотел зарубить топором. Но по натуре он совсем не жесток. Наоборот, в нем живет жалость и сочувствие к каждому невинно страдающему существу. Пушкин показал это в знаменитом эпизоде, с кошкой: сейчас же после расправы с приказными Архип с опасностью для жизни выносит из огня бес кошку. Очень по-своему выразительна и беглая попутная зарисовка рыжего крестьянского мальчика, не в пример трусливому барчонку проявляющего удивительную стойкость и мужество перед грозным Троекуровым. Вообще ни в одном произведении Пушкина не противопоставлены так прямо два мира – крепостных крестьян и их угнетателей – и не показаны так сочувственно крестьяне, как в «Дубровском».
Контрастом к образу обитателя глухих углов, «зубра» Троекурова является фигура ничуть не меньшего, по существу, крепостника, но облекающего свои крепостнические замашки в формы культурно-утонченного «европеизированного» изящества, князя Верейского Знаток и любитель искусств, страстный поклонник женской красоты, Верейский принадлежит к тому типу русского дворянства XVIII в.- «дней Екатерины»,- характерный представитель которого был ярко нарисован Пушкиным в его послании «К вельможе».