История создания
История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.
Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.
Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».
Тема
Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.
Композиция
Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.
Ключевую роль играет метафора: «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара». Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные». Сравнений в тексте нет.
Последние произведения Лермонтова чаще всего автобиграфичны и посвящены его непростой судьбе. Таким же стало стихотворение «Листок», написанное поэтом за несколько месяцев до гибели. Образ листка, оторванного бурей, был очень популярен в европейской и русской поэзии начала XIX века. Существенным отличием было добавление к сюжету листка о пристанище и полученный на это отказ. Благодаря этому произведение Лермонтова приобретает гражданское значение, а листок символизирует изгнанника по политическим мотивам.
В образе листка отчетливо прослеживается судьба самого Лермонтова, в частности, его две кавказские ссылки. Поэт отправлялся на Кавказ не по собственной воле. Его принуждала к тому царская власть («жестокою бурей гонимый»). В самой России автор также не находил понимания, поэтому вся его жизнь представляла собой сочетание «холода, зноя и горя». Устав от длительных странствий и скитаний в поисках покоя, автор находит временное пристанище у «Черного моря».
Любви нечаянный порыв?
Иль мы, опять про все забыв,
Навек останемся друзьями?
Кто мы: по жизни одиночки
Иль настоящая семья…
Кто мы: любовники, друзья?
Давай над "i" расставим точки!
С тебя сводить не стану глаз,
Тебя не отпущу надолго,
Коль не добьюсь большого толка:
Что между нами? Что у нас?