В первой части учебника можно было прочитать произведения баснописцев И. А. Крылова, Л. Толстого, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, а также произведения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И. Пущина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, В.М. Гаршина, Н.Г. Гаршина-Михайловского.
Схема
1. В.А. Жуковский « Спящая царевна».
2. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Квартет».
3. А.С. Пушкин «Осень».
2. 1. А.С. Пушкин « Осень», «И.И. Пущину».
2. Какие произведения A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова вы прочитали?
М.Ю. Лермонтов «: «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утес».
3. Назовите жанры тех произведений русских писателей, которые вы изучали. Кто из авторов писал сказки? Кто писал рассказы и стихотворения?
И.А. Крылов, Л. Толстой, И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев писали басни; М.Ю. Лермонтов писал стихи; А.С. Пушкин, В.А. Жуковский — стихи и сказки; П.П. Ершов — сказки в стихах; В.М. Гаршин, Н.Г. Га- рин-Михайловский — рассказы, И.И. Пущин — рассказы и стихотворения.
4. Чем прославился В.А. Жуковский? Какое стихотворение вы знаете наизусть? Прочитайте.
В.А. Жуковский прославился, написав сказку «Спящая царевна».
М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света. “Диагност наших общественных зол и недугов” — так отзывались о нем современники. Россия была полна противоречий, накопленных долгими годами крепостного права. Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в “Господах Головлевых”, начальников и чиновников — в “Истории одного города” и многих других произведениях. Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках “для детей изрядного возраста”. Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих произведений писателя, объединенных в цикле “Сказки”. Михаил Евграфович прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.
В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина множество самых разных типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно бес глупыми, высокомерными. Вот “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. С едкой иронией М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: “Служили генералы в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”.
Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, всю жизнь просуществовали за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Оказавшись одни, они едва не умерли. Мужик же показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ. Писатель видит, что в мужике практически неистребима привычка подчиняться, он так же не представляет свою жизнь без господина, как и господин без него.
Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Наконец, мужицкий мир исчезает, и помещик остается один-одинешенек. И, как показывает М. Е. Салтыков-Щедрин, начинает дичать. “Весь он... оброс волосами... а когти у него сделались как железные”. Намек совершенно ясен: барин может воротить нос, но без крестьянина ему не прожить.
Обличению высших слоев общества посвящены и такие сказки, как “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”. В первой писатель высмеивает административные принципы России, во второй — псевдопросветительство. В третьей писатель обрушивает свою сатиру на весь общественный строй России и уподобляет царизм гниющему трупу мнимого богатыря. М. Е. Салтыков-Щедрин не упускает из виду ничего. Созданные им образы помещика, генерала, сказочных волков, лисиц, медведей и щук открывают читателям истинные лица помещиков, чиновников и новой буржуазии. Писатель показывает их мнимое великодушие: волк обещал помиловать зайца, орел простить мышь. Но писатель ниспровергает все, что может усыпить бдительность жертв: “Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют”.
Одним из важнейших приемов характеристики социальных типов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина становятся зоологизмы. Писатель ориентируется на народную сказочную и басенную традицию, использует привычные читателям образы. Какие же животные становятся господами? Царские сановники преобразуются в сказочных медведей, свирепствующих в лесной чаще. Помещик похож на дикого зверя. Народ же — это замученный, забитый узкогрудый коняга, вся жизнь которого проходит в беспросветном труде и тщетных попытках найти правду, подобно ворону-челобитчику.
Источником раздумий писателя становится удивительный контраст между привычкой народа безропотно переносить трудности, пассивностью и огромной духовной стойкостью. Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он старается показать, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Он даже показывает, что сопротивление возможно: в сказке “Медведь на воеводстве” изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, “содрали шкуру”.
М. Е. Салтыков-Щедрин старается найти истоки освобождения в самом народе, но сомневается в том, что народ сумеет осознать свою силу народу — вот основная задача писателя.
Исторически первой категорией граждан СССР, которым представлялись особые права и льготы в связи с их участием в Великой Отечественной войне, были Герои Советского Союза и инвалиды Великой Отечественной войны. Подавляющее число Героев Советского Союза появилось в период Великой Отечественной войны: 91,2 % от общего числа награждённых лиц. За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, высокого звания удостоено 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно), в том числе дважды 107 (из них 7 посмертно). В числе Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны — 90 женщин (из них 49 посмертно). Объявления о праве этих граждан на внеочередное обслуживание висели, начиная с первых послевоенных лет, во всех общественных учреждениях, на предприятиях связи и бытового обслуживания, в сберегательных кассах и кассах железнодорожных и т. п.
Ещё до войны, постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года был введён «Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей», дававший законодателю отправную точку для принятия конкретизирующих этот кодекс законов и постановлений. При этом некоторые льготы предоставлялись не только самим военнослужащим, но их членам их семей. Как пример здесь можно назвать приказ Военного Министра СССР № 20 от 10 марта 1952 года, вводивший в действие «Инструкцию о порядке отбора и направления военнослужащих, членов их семей, пенсионеров и вольнонаёмного состава в санатории и дома отдыха военного министерства СССР»[1]. Этот документ определял, кому из членов семей военнослужащих могло также предоставляться право на лечение в военных санаториях, какую часть стоимости санаторных билетов (путёвок) они при этом могли оплачивать и т. п.
Однако на протяжении 20 лет состав этой социальной категории ограничивался лишь военнослужащими и вольнонаёмными гражданами, служившими в годы войны в Советской армии. Масштабное расширение объёма льгот и круга лиц, которым они предоставлялись, началось с приходом к власти Л. И. Брежнева. В преддверии 20-летия Победы, 6 марта 1965 года Совет Министров СССР принял постановление № 140 «О расширении льгот инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну». Через две недели, постановлением СМ СССР от 20 мая 1965 года № 401 льготы, ранее установленные для инвалидов Отечественной войны, были распространены и «на других инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте»[2].
При дальнейшем расширении состава этой льготной категории в неё были включены труженики тыла, награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и медалями за оборону ряда городов-героев (Киева, Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда) и регионов СССР (Кавказа, Заполярья).
В этом ряду особо выделяется категория блокадников — поначалу в неё входили только жители города, награждённые медалью «За оборону Ленинграда», впоследствии — и другие лица, трудившиеся на предприятиях Ленинграда — сначала с оговоркой «на протяжении всего периода блокады», а затем и те, кто был до конца блокады эвакуирован или откомандирован из города на Большую землю. В настоящее время в категорию блокадников входят все лица, сумевшие выжить в Ленинграде в годы блокады, прожившие в нём не менее четырёх месяцев.
Расширение круга лиц, пользовавшихся заслуженными в военное время льготами, вызвало необходимость различать участников и инвалидов войны (то есть тех, чьи права были обусловлены непосредственным участием в боях), с одной стороны, и ветеранов войны (то есть, по большей части, гражданских лиц на период ВОВ), с другой. Вместе с тем, к концу 1980-х годов абсолютная численность этих категорий граждан сократилась настолько, что ранее существовавшие различия между ними по объёму льгот государство постепенно нивелировало. К моменту распада СССР трактовка понятия «ветеран Великой Отечественной войны», таким образом, расширилась. Начиная с 1985-го года в состав "ветеран Великой Отечественной войны" были включены участники партизанского движения действовавшие на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории СССР.
Льготы для ветеранов Великой Отечественной войны были одинаковыми на территории каждой из 15 союзных республик СССР. После распада Союза в наихудшем положении оказались ветераны, проживавшие на территории прибалтийских республик: они не только оказались лишены заслуженных ими в войну льгот, но и стали, в ряде случаев, объектами судебного преследования со стороны новых властей. Общим для всех ветеранов войны стало резкое снижение их жизненного уровня в силу инфляции, роста цен, перехода к платному медицинскому обслуживанию и роста квартирной платы с сопутствующей потерей фактических льгот, которыми ветераны традиционно пользовались.