Образ "маленького человека" красной нитью проходит практически через всю русскую литературу 19-го века. Этот тип героя появился со становлением реализма в русской литературе. Этот герой не вызывает восхищения, как романтические герои, которыми привыкли восхищаться читатели. "Маленький человек" беден, незнатен, не имеет ни выдающихся ни сильного характера. Но тем не менее он — человек и достоин сочувствия и понимания.
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой гоголевской повести "Шинель" - типичный пример такого "маленького человека". Мелкий чиновник с мизерным жалованьем, безвестный переписчик бумаг, проживает свою жизнь в мелких делах и заботах. На некоторое время его целью становится приобретение шинели. Башмачкин умирает от простуды из-за того, что замерз в старой шинели, а новую у него украли. Вся бедная жизнь Акакия Акакиевича, его смирение и покорность судьбе вызывает у читателя сочувствие, сострадание к нему. Отношение к нему людей вызывают боль за несправедливо униженного человека.
В фантастическом финале повести этот маленький человек, доведенный до отчаяния, уже после своей смерти протестует против бездушия, грубости и жестокости. В этом, на мой взгляд, и состоит трагедия "маленького человека" - в том, что наказать своих обидчиков в реальной жизни он не может. Он может только страдать, тихо прожить свою жизнь и тихо умереть, и о нем сразу же забудут.