Рассказ «Аристократка» написан Михаилом Зощенко в 1923 году. Это было послереволюционное время в России. Только кончилась гражданская война, в России царила разруха и голод. Бывшие аристократы, интеллигенты, просто культурные и образованные люди стали немногочисленными и незаметными на фоне всплывшей на поверхность новой социальной прослойки – обывателей. Это люди невоспитанные, необразованные, примитивные, с убогой моралью. Обыватель характерен тем, что живет мелкими личными интересами, но не осознает своей пошлости, хамства и глупости, а наоборот, «как кавалер и у власти» и «лицо официальное» выставляет их напоказ.
В рассказе писатель очень тонко отмечает и обобщает признаки этого времени. Чем же отличались люди этого времени? Что в них было характерно?
Возьмем, например, речь главного героя. Никогда раньше приличный человек не выразился бы так, как выражается Григорий Иванович: «…не люблю баб, которые в шляпках», «…и не баба вовсе, а гладкое место», «стоит этакая фря», «как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной», «волочусь, что щука», «развернула свою идеологию», «ты, гражданка», ну и знаменитое «Ложи,— говорю,— взад!».
Речь «аристократки» так же убога: «Аж голова закрутилась», «мы привыкшие», «Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег — не ездют с дамами».
Или еще приметы времени: золотой зуб у «дамы», фильдекосовые чулочки, давно умершее слово «комячейка» (кто не знает – это коммунистическая ячейка). А чего стоит дамы «скушать» за один раз четыре пирожных! Это также очень тонко выраженная автором примета времени – скудного и голодного, когда пирожные недоступны и чрезвычайно дороги. Еще и удивительно, что у Григория Ивановича на них хватило денег. Да и не так уж он плох, по крайней мере, не жадный, сам предложил пирожными угоститься.
Вот такой у меня вышел портрет героев новой социальной эпохи: всякий аристократизм им чужд и враждебен.
Писателей XIXвека всегда интересовали люди, не похожие на остальных. Евгений Онегин, Александр Чацкий, Григорий Печорин – вот образы, созданные в литературе того времени. Эти герои отличались от других, но не только они …. Многие другие персонажи имели схожие черты. Одним из них и является образ Демона из одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова. Сравнивая Печорина и Демона, мы можем проследить, как черты «лишних» людей эпохи нашли воплощение в образе Демона. Кто же такой, этот Демон? В чем же его привлекательность? Чем обусловлен повышенный интерес к его образу? На эти вопросы можно ответить, сравнив персонажи произведений М.Ю. Лермонтова.
Оба героя являются порождениями байронизма, потому что задатки этого литературного веяния есть в каждом из них. Но Демон это страдалец «с гордою душой», а Печорин - реалистическое обобщение ранних «байронических» пережитков. Да и к тому же сам Михаил Юрьевич не раз утверждал, что творчество этого английского поэта оказало немалое влияние на его собственное мировоззрение
У героев сходно отношение к жизни и миру. Демона не устраивает ни отверженность от земной и мировой жизни, ни приятие творения Бога. Он одновременно желает слиться с мировым целым и сохранить ненависть к земному миру. Он «ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет». При этом Печорин относится к жизни как к игре. Он безразличен к чувствам других героев . Он поступает так, как хочется ему самому, не особо заботясь о последствиях. Печорин живет моментом, он предпочитает не задумываться о своих поступках.В итоге все надоело ему в этой жизни: и удовольствия высшего света, общество, науки. Любовь светских красавиц раздражала воображение и самолюбие, а сердце, тем временем, оставалось пустым.
Похоже и их отношение к женщинам. оно носит «потребительский»характер. Связывая себя отношениями с героинями, и Демон, и Печорин преследуют свои собственные цели, ради достижения которых они готовы пойти на что угодно, тем самым разрушая их жизни.
Оба они – люди, пресытившиеся всем: и добром и злом. Так если главная проблема Григория Александровича – это «необъятные силы души» и мелкие, недостойные Печорина поступки, то для Демона это зло, которое вошло в его душу и стало управлять им. Таким образом, эти недоразумения не позволяют героям обрести гармонию с миром людей и делает их ненужным ему. Теперь, опираясь на все вышесказанное, можно смело сделать вывод, что многие черты Демона нашли отражение в характере Григория Александровича Печорина, и между ними пролегает намного больше связующих нитей, чем казалось изначально.