В поэме " Мертвые души" Н.В. Гоголь хотел собрать все, что есть дурное в России. Это было возможно лишь отправив главного героя Павла Ивановича Чичикова в путешествие по дорогам страны. Собственно говоря, о биографии самого персонажа , о целях его поездки мы узнаем только в одиннадцатой главе, когда все гнусные планы почти раскрыты. Сей художественный прием использован Гоголем для того, чтобы переключить внимание читателя на путешествие и познание мира. Павел Иванович Чичиков приходит в гости к разным помещикам, о чиновниках - отдельный разговор. Он сталкивается с прижимистыми и мечтательными, с хозяйственными и не очень, умными и глупыми, практичными и романтичными. Мы видим побирающихся крестьян Плюшкина, который сам от них почти не отличается, замечаем отношение Собакевича к своим умершим мастеровым как к предметам. Но мотив дороги не стоит сочетать только с желанием писателя рассказать о грустных общественных явлениях. В " Мертвых душах" мы читаем великолепные авторские лирические отступления. Гоголь называет Россию " птицей - тройкой", которая несется " в пропадающую даль" вместе с прекрасным русским народом в будущее. В дороге - мысли и сердца тех, кто обрабатывает землю, сочиняет былины, живет по законам нравственности. Свобода в пути рождает ощущение полета, вдохновения . Небо, земля тесно связаны с незримою , но ощутимою душою нации. Дорога для Николая Васильевича Гоголя - это Русь, ее воля. Писатель задает вопрос : что будет с этой красавицей, через сто, двести, триста лет, сумеет ли она проснуться и воскреснуть в новом качестве... Путь труден , извилист, но страну не остановить : " Русь, куда несешься ты ? ". Великий Гоголь верил в будущее России, поэтому , я уверена, дорога ведет к свету, к возрождению, к совершенству и избавлению от всего дурного в жизни.
1. Мело, мело по всей земле Во все пределы... (Б.Пастернак) - гипербола
2. Уж вечер... Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский) - олицетворение
2. - Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. - синекдоха
3. Не то на серебре - на золоте едал. (А.Грибоедов) - метонимия
4. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) - литота
5. Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат. (С.Орлов) - синекдоха
6. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) - олицетворение
7. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин) - гипербола
8. Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. (А.Пушкин) - олицетворение
9. Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. (М.Лермонтов) - метонимия
10. Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова) - гипербола
11. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин) - синекдоха
12. Я видывал, как она косит: Что взмах -то готова копна! (Н.Некрасов) - гипербола
1З. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин) - метонимия
14. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин) - олицетворение
15. Младший сын был ростом с пальчик Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать. (А.Ахматова) - литота