Поэт в России - больше чем поэт.
Е. Евтушенко
Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в классической русской литературе. "Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок",-скажет о себе другой русский поэт - Сергей Есенин. Если перефразировать это высказывание, то о Лермонтове можно сказать: "Как мало пройдено дорог, как много написано..." Он был необыкновенно одаренным человеком: поэтом, художником, музыкантом. Кому многое дано, с того и спрос больше. Поэт был очень требовательным к себе, к своему дару, ко всему, что выходило из-под его пера. Лишь после трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина Лермонтов начинает печатать свои произведения, так как прежде считал их недостаточно совершенными, чтобы печатать рядом с произведениями гения. Пушкин был его кумиром и учителем. Но, если вчитаться в поэзию Лермонтова, она поражает своей самобытностью, оригинальностью и прекрасным литературным языком. В каком бы жанре ни работал Лермонтов, все у него получалось гениально. Он приходит в литературу в конце тридцатых годов XIX века, после разгрома декабризма и в период жесточайшей реакции. Это очень сказалось на характере его творчества, тематике произведений: одиночество, непонимание окружающих, отсутствие единомышленников,- все это как в зеркале отразилось в лирике раннего периода: "Жалобы турка", "И скучно, и грустно", "Выхожу один я на дорогу", "На севере диком стоит одиноко сосна". Чтобы понять свое время, Лермонтов пытается разобраться в истории России. Он обращается к эпохе Ивана IV. В "Песне про купца Калашникова" отчетливо прослеживается желание автора разобраться в истоках деспотизма, вседозволенности неограниченной власти. Произведение написано в форме старинной песни. Соблюдены все древние каноны: повторы, традиционные метафоры, язык и ритм. Интересны образы героев - самого Степана Парамоновича Калашникова, его жены Алены Дмитриевны, Кирибеевича и, конечно же, Ивана Васильевича. Прекрасно воссозданы нравы и обычаи того времени: пиры царя, быт купечества, сцена кулачного боя.
Кирибеевич, остановив на улице Алену Дмитриевну, пре- красно понимает серьезность своего поступка. Он позорит ни в чем не повинную женщину (явилась домой простоволосая). Этот поступок нельзя объяснить охватившей его страстью, молодостью. Здесь скорее вседозволенность, неограниченные права царского слуги - опричника. Совершенно в ином ключе решен образ купца Калашникова. Он степенный человек, заботящийся о семье, преданный царю слуга, смелый и гордый человек.
Степан Парамонович выходит на кулачный бой защитить честь и достоинство жены. Алена Дмитриевна просит мужа быть ее заступником:
Нет у меня ни брата, ни отца,
Ни матушки - ты один у меня заступник.
Еще не начав бой, Степан Парамонович одерживает моральную победу над Кирибеевичем.
- Я вышел убить его,- говорит купец царю, не пытаясь оправдаться, объяснить свой поступок. Он не скажет о причинах, не станет трепать и позорить доброго имени жены. И в этом весь Калашников. Он предпочел смерть позору. Какова же царская милость? Казнили Степана Парамоновича... А братьям его разрешили беспошлинно торговать - такова милость тирана.
Современники поэта видели в "Песне..." аналогию происходящему вокруг: зло таится в самой неограниченности власти, в деспотии. Но поэзия Лермонтова никогда не была морализаторской. Поэт никому не навязывал своих идей. Каждое поколение находит в его поэзии отражение своих идей и взглядов. В этом кроется неувядающая любовь к Лермонтову. Интерес к его произведениям.
князь николай андреевич — человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в xviii
веке строил мощную российскую государственность, приближенный екатерины ii, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно талантам, а не стремлению сделать карьеру. он один из тех, кто служил
отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при павле. высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. оба презирают выскочек, карьеристов, типа курагина.
оба болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим.
при сравнении князя андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. князь андрей, конечно, шагнул гораздо дальше николая андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука) . отец болконский верил в прогресс и будущее величие родины, которому служил всеми силами. старый князь живет в россии, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать частью вселенной. он совершает подвиг, но не подвиг патриота. это подвижничество апостола, и недаром толстой наделяет его апостольским именем.
отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления, для старого болконского в князе андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. умирающий болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о « птицах небесных» . он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына.
война и мир» завершается темой отца и сына, темой апостольского
служения богу, темой единения людей. толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что андрей у него — апостол новой, толстовской религии. это подробно показано в книге б. бермана
« сокровенный толстой» . но главное — тема отца и сына, важная для (« отцы и дети» ), в « войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения бога сына богу-отцу.