Тема этого произведения: любовь разных поколений во времена Пугачевщины. идея: О том, как может настоящая любовь изменить человека, быть верным родине.
Интересно начинается описание Васютки, который стремительным сначала и не показался, ибо Астафьев описывает Васютку, как рассудительного, неторопливого мальчика, похожего на взрослых мужчин, среди которых проходит его жизнь.
Таким мальчик предстает в первой части рассказа:
При встрече с глухарем у мальчика начинают проявляться стремительность действий и смекалка, например, как он собаку изображал, пытаясь обмануть глухаря:
И, тут уже никакой медлительности или степенности в его поведении вовсе нет.
Дальше Васютка не пошел, а побежал за глухарем, так ему хотелось заполучить эту первую (глухаря) в его охоте дичь. А поймав он уже и не думал, что будет возвращаться домой не спеша.
Т.е. осторожность и неторопливость у мальчика проявляются при обследовании таежных просторов, а при охоте, когда надо быстро или ловко действовать, он решительно и споро, как заправский охотник, умело применяет свои навыки.
Чуть позже, автором дается видение самого Васютки, который вспоминая о школе, предстает перед нами совсем другим мальчиком, которому свойственны не только серьезность суждений, но и обычное мальчишеское озорство:
Интересными видятся описания характера и действий мальчика, когда он уже находится на озере, его задумчивость и нетерпение перепроверить, озарившую его догадку, например:
Или это:
А при встрече с Енисеем, у мальчика возникает целый оркестр чувств, эмоций и соответственно его действий:
И нельзя не отметить в своем поиске действий Васютки, моменты его Так услышав пароход, Васютка "заметался и закричал", но его не услышали, пароход мимо. Когда же послышался звук бота, Васютка
Когда оказалось так рядом, у измотанного хождением по тайге, Васютки возникли неведомые силы/энергия...
Безусловная творческая смелость А. Т. Твардовского состоит в том, что о самых серьезных проблемах, осамых сокровенных и жгучих мыслях и чувствах, о самых высоких поэтических «предметах» он сумел сказать, не прибегая к вычурным литературным формулам. Остарости, о жизни и смерти, о смысле бытия поэт рассуждал без позерства, безжеланного нытья, а просто, мудро, мужественно.У Твардовского осенняя природа не блещет, не ослепляет своими красками, не страшит своей предсмертной красой, потому что осенние картины выполнены приглушенными матовыми красками. И по масгитабу его пейзажи скромнее, камернее. Осенний лес перестает ощущаться как некий многокрасочный массив, он предстает то в виде уютной, прогретой солнцем полянки.