1. Проблема отрицательного влияния крепостного права. Как ни старается честно трудиться на своего барина (имя не названо) крепостной крестьянин, лесник Фома, помещик его не замечает, не видит, что верный и честный холоп живет в страшной нищете, кроме хлеба, его семья ничего не видит, нет даже чая в бедной избушке грозного лесника. Но если Фома что-то сделает не так, нарушит барскую волю, то тут же будет немедленно наказан, о его многолетней верной службе мгновенно будет забыто.
2. Проблема чести и долга. Повторю, хотя барин немедленно накажет за малейшее ослушание Бирюка, хотя барин не замечает страшной нужды, в которой живет его крепостной, Фома не честно исполняет порученное ему дело: стережёт барский лес. То есть Бирюк служит своему господину не за страх, а за совесть, честно.
3. Проблема милосердия, сочувствия и доброты. Хотя Бирюк знает о возможной жестокой расправе над ним, он входит в положение другого нищего крестьянина, ночью тайком от нищеты и голода ворующего в барском лесу деревья. Бирюк - очень милосердный и добрый человек. Он простил вора и отпустил его с миром, вернул даже топор и лошадь. А штраф, между прочим, придется выплачивать Бирюку, такому же нищему человеку. Но он не попрекнул деньгами и своей добротой деревенского мужика...
4. Проблемы совести (может ли человек поступиться совестью из-за голода и нищеты?). По мнению Бирюка, совершать бесчестные поступки даже из-за крайне нужды нельзя. "Воровать никому не след" - вот жизненное кредо этого героя.
Рассказ Д. Лондона "Любовь к жизни" - это рассказ о бесстрашном человеке, преодолевшем страшные испытания. Это рассказ о силе духа, несмотря на самые жестокие обстоятельства. Это рассказ о любви к жизни, которая заложена в каждом из нас.
Мне кажется, в своем рассказе писатель восхищается не только силой характера героя, но и природным инстинктом, заложенным в каждом из нас. Стремление жить во что бы то ни стало заставляет человека преодолевать немыслимые испытания, поистине творить чудеса, чтобы сохранить в себе самый великий дар жизнь.