Печорин по натуре своей - искатель. Он ищет применение своим внутренним силам, которые несомненно есть.
Одной из попыток найти себя является его недолгая страсть к Бэле. Ему было интересно, чем же отличается любовь дикарки от любви светской дамы? Печорину казалось, что должно быть в чувствах двух воспитанных в разных средах женщин что-то особенное. Вдоволь насладившись любовью питерских женщин, теперь он ищет любви у дикой Бэлы.
Но, едва получив любовь в ответ, Печорин остывает. Он видит, что в любви женщины светской и женщины дикой почти и нет разницы. Значит, это ему не нужно, и Бэла ему не нужна. Но он в какой-то степени жалеет ее чувства, возможно, чувствуя вину за смерть почти всей ее семьи.
Иван Александрович Хлестаков приехал из Петербурга в уездный город со своим слугой Осипом. Хлестаков проигрывается в карты и остается совсем без денег.
Хлестаков голодает в гостинице. Он буквально вымаливает обед из супа и жаркого у трактирного слуги, а получив желаемое, выражает недовольство количеством и качеством блюд. Потом к нему в номер приходит городничий, что для Хлестакова является неприятной вестью. Сначала он думает, что его арестуют за неуплату, но неожиданно, городничий перед ним откровенно робеет, и даже дает ему взаймы, ведь он думает, что разговаривает с ревизором, который приехал узнать каково состояние дел в городе.
Простакова – движущее лицо комедии. Она замышляет женить Митрофана на богатой воспитаннице Софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата). Позже, когда ее планы рушатся, Простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты Софьи).
Главная черта в характере Простаковой – безумная, животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, - хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына – своего брата Скотинина, она вцепляется в его шею и т. д. Таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. П.А. Вяземский писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…» Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая, внутренняя, причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, - указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее крах – это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.