Тема родины всегда волновала поэта. О его книге стихов “Пепел” критики говорили, что это явный поворот к Некрасову, к народничеству. Сам А. Белый всегда закавычивал слово “народничество” в связи со своим “поворотом к Некрасову”. Он делал это потому, что приходилось отвечать на критику тонко. Он говорил: “Мне отказывали в праве писать о русском народе только потому, что я автор “декадентских симфоний”. Говорили о том, что мой поворот к Некрасову совершенно неожиданный.. . Мои “народнические” стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому назад.. . В книге “Пепел” собраны и переработаны мои прежние стихотворения; не более. А любить Россию свойственно русскому человеку; направление, литературная форма тут ни при чем”. Хочу отметить, что А. Белый одним из первых символистов сумел увидеть Россию и русский народ как земную реальность, а не какое-то мистическое начало, в котором многие художники просто запутались и потеряли нравственные ориентиры. Но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит даже чувство отчаяния: Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой — Мать-Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой? Эти строки стихотворения “Родина” написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа на роковой вопрос. Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в русской поэзии: Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя! С этим сравнимы лишь известные стихи Г. Иванова, где рефреном проходит мысль: “Хорошо, что нет России”, но там больше утверждения отрицанием, нежели отказ от родины. А. Белый явно больнее Г. Иванова был сжигаем мучительным чувством разлада с нравственным ощущением Родины. Несмотря на присущие А. Белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира) , именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества. А. Белый был не одинок в таком устремлении, но и все же.. . И когда в августе 1917 года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он был готов и себя, и свое творчество принести в жертву Отчизне ради ее свободы: И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия — Мессия грядущего дня! Итак, при всей многогранности своего мироощущения А. Белый никогда с такой силой не увлекался более ни одним духовным образом. И его трагическая жизнь в эмиграции, его разногласия с литературой и политической средой не заслонили от него этот прекрасный образ России. 4 года назад
1.автор-А.С.Пушкин "К***" " Я помню чудное мгновенье" 2.жанр-Лирическое стихотворение. 3.История создания-стихотворение "К*** " посвящено А.П. Керн,с которой Пушкин познакомился в Петербурге в 1819 году на балу.Летом 1825 года Анна Керн гостила в Тригорском, находящемся неподалеку от Михайловского,где жил тогда опальный поэт (период северной ссылки).В его основу положены реальные факты биографии Пушкина. 4.тема-Любовная лирика.Любовное послание.5.основная мысль,идея-Любовь человеку переживать жизненные невзгоды,возрождает к полной жизни после душевного угнетения. Композиция: стихотворение можно разделить условно на три части,которые различаются и содержанием,и настроением героя. Первая часть- в сердце поэта живут впечатления о встрече с милым созданием,как звучит в нем ее голос,как снятся ее черты. Вторая часть-он переживает дни" во мраке заточенья",где и душа его находится в плену,он живет "без божества,без вдохновенья". Третья часть-автор снова счастлив,его душа снова проснулась,она вновь любит и поет. Художественные приемы: эпитеты-чудное мгновенье,чистая красота,мимолетное виденье,безнадежная грусть,шумная суета,голос нежный,милые черты,порыв мятежный,небесные черты,тянулись тихо,бьется в упоенье. Сравнение: передомной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты. Метафоры: томленье грусть,тревога суеты,бурь порыв,мрак заточенья,глушь заточенья. Олицитворения: звучал голос,снились черты,шли годы,порыв рассеял,тянулись дни,настало пробуждение,сердце бьется,воскресли и божество,и жизнь,и слезы,и любовь. Заключение: стихотворение заканчивается льющимся из сердца восторженным утверждением радости любви и жизни: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь, И божество, И вдохновенье, И жизнь, и слезы. И любовь. Прием стихосложения: 1-рифмовка перекрестная,2-размер пятистопный ямб.
"Ворона и лисица"
...И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
...От радости в зобу дыханье сперло,
...Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
"Волк и ягненок"
У сильного всегда бессильный виноват...
...Но мы Истории не пишем.
...Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
"Волк на псарне"
...Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
Забудем уставим общий лад!
Ты сер, а я, приятель, сед,..
С волками иначе не делать мировой,...
"Свинья под дубом"
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,..
...Не чувствуя, что он вкушает их плоды.