1Главный герой рассказа — тупейный художник Аркадий Ильич. “Тупей, — читаем у Даля, — взбитый хохол над головой”. Модная в то время причёска. Значит, тупейный художник — мастер по причёскам. По словам повествователя, он был мастер “в необычайном художественном роде”. 3) Почнму в рассказе при упоменании императора не уточняется его имя
2 Главный герой- Аркадий Тупей,Так он был мастером-парикмахером,гримером в орловском крепостном театре графа Каменского.Он был очень искусным мастером,лучше него никто не мог сделать " в лице воображения".Он любил крепостную девушку Любашу. Он был не просто мастер,а "идейный мастер".Когда узнал,что графу нравится эта девушка,он решил ее увезти. Но их поймали и ее отправляют на скотный двор,а его в солдаты.Аркадий пошел против крепостного права,не побоялся бороться за любовь. После службы, он уже будучи офицером ,возвращается в Орел,чтобы выкупить Любашу,но его убивают.
В словаре Даля Тупей- старинная прическа-взбитый хохол волос на голове,поэтому Аркадия называли тупейным художником,то есть парикмахером-художником..
“…Он был «тупейный художник» , то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал» . Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями — словом, художник. Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения» ”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела, “чувствительный и смелый молодой человек”. Вот как рассказывает о его внешности повествователь со слов Любови Онисимовны: “ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»Сюжет
События рассказа происходят в крепостном театре орловского графа Каменского, известного своей жестокостью[1]. Историю тупейного художника (парикмахера) Аркадия[2] рассказывает бывшая актриса орловского крепостного театра, а сейчас нянька младшего брата рассказчика Любовь Онисимовна.
Актриса и парикмахер были влюблены друг в друга, но «свидания с глазу на глаз были совершенно невозможны и даже немыслимы»: романы актрисам не позволялись. Аркадий решает увезти возлюбленную, узнав, что граф оказывает ей особые знаки расположения и хочет сделать своей любовницей, однако в доме священника их настигает погоня. Любу после неудачной попытки суицида отправляют на скотный двор, сочтя сумасшедшей, а Аркадия — в солдаты. После нескольких лет службы Аркадий, получив «офицерский чин и благородное звание», возвращается в Орёл, чтобы выкупить Любу у графа, но ночью его грабит и убивает постоялый дворник.
История публикации
В 1883 году рассказ был опубликован во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома» (издатель Николай Александров) с пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота „поминовения усопших“»[3]. Впоследствии рассказ печатался без этой подписи либо с фразой «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.»
После публикации в «Художественном журнале» рассказ не издавался Лесковым ни отдельно, ни в сборниках до 1890 года, когда вышло первое прижизненное Собрание сочинений писателя. В 6-й том Собрания сочинений «Тупейный художник» вошёл с некоторыми изменениями, усиливающими его обличительный характер. Например, в этом варианте появились слова: «Начальство и думать не смело вступаться» (за пытаемых), «Простые люди всё ведь страдатели» и т. п. Кроме того, усилен мотив жадности и вымогательства предателя-попа. В 1922 году «Тупейный художник» выходит отдельной книжкой в петроградском издательстве «Аквилон» в оформлении Мстислава Добужинского. При этом из рассказа были убраны посвящение и эпиграф. Затем в течение 7 лет «Тупейный художник» выходит 5 раз отдельным изданием, с различными сокращениями (исключалась полностью первая глава)[4].Крепостные графа Каменского, ходили смотреть, как «медные трубы» играли на похоронах Аркадия: «сам губернатор на похоронах был! Как же! Офицер, - его за обедней и дьякон и батюшка «болярином» Аркадием называли и как опустили гроб, солдаты пустыми зарядами вверх из ружей выстрелили». Но поминки Аркадия длятся уже много лет. Много лет у Любовь Онисимовны сердце «как уголь горит, и истоку нет», и приходится постаревшей няньке по ночам приподниматься с постельки и заливать этот уголь из «плакончика».
Каким настроением проникнут финал «Тупейного художника»? Тоску, грусть, безысходность испытывает читатель в конце повествования, тем более, что заканчивается рассказ словами: «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал».
Какое уж тут настроение?
Царица — красавица с отвратительным характером и
болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет,
чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она
«горда, ломлива, своенравна и ревнива» . Свое право быть первой
красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой
жизни другого человека. Когда волшебное зеркальце говорит, что
«царевна всех милее, всех румяней и белее» , мачеха, «черной зависти
полна» , повелевает отдать царевну «на ссъедение волкам» . Ее не волнует,
что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная
смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей
излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец
победу — царевна умирает. Но автор утверждает, что добро, в конце
концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну
к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все
заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что
все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
И еще:
У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» . Сказка повествует о
вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает
зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро.
Царевна очень добрая. Она старается во всём угодить злой царице,
прислуживает ей. Царевна скромная и тихая, потому что росла сиротой и
ей приходилось много трудится.
Отец царевны выбрал себе в жёны злую и жадную женщину. Мачеха
царевны ленивая, у неё много слуг, и она ничего не делает. Она завидует
молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что
говорящее зеркало считает царевну лучше неё. Царица дважды пытается
избавится от царевны. Во второй раз страшный замысел царицы осуществился
и зло восторжествовало. На самом деле всё произошло иначе.