«Другое название пьесы – «Банкрот» . Купец Самсон Силыч Большов, желая приумножить свое немалое богатство, задумывает мнимое, фальшивое банкротство. И его механизм так дотошно и подробно выписан автором, но не это главное, - размышляет постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Б. Н. Голубицкий. - Нас, вслед за Островским, больше интересует, как это все в людях проявляется, что с их душами происходит. Помня завет В. И. Немировича-Данченко, который подчеркивал, что у Островского все в названии, мы вдумывались и вслушивались в эту мудрую и озорную поговорку – «Свои люди – сочтемся!» . Это подсказало эмоциональную окраску всего действия. Простая семейная история: отец, мать, дочь Липочка на выданье, жених, а потом зять Подхалюзин. Родные люди, которые, казалось бы, должны поддерживать друг дружку, начинают считаться между собой. И эти расчеты, подсчеты близких людей создают живописную, полную смешных фарсовых ситуаций, взрывных стремительных ритмов картину жизни семьи – неприглядную и горькую. В комедии мастерски вскрыты взаимоотношения поколений, и дети оказываются куда подлее и безнравственнее отцов. Замечателен узнаваемый колорит русской жизни. Очень российская пьеса, глубинная по тоске внутренней» .
Война становится судьбой для многих героев, и именно с этой позиции следует рассматривать изменения Андрея Болконского. Не случайно князь Андрей называет войну “величайшей войной”. Ведь здесь, на войне, наступает перелом в его сознании; ища правду, он вступает на “дорогу чести”, на путь нравственных исканий. На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитым. Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Но, безусловно, кульминационным моментом в жизни Андрея Болконского стало Бородинское сражение. Князь Андрей получает смертельное ранение, но успевает постичь, почувствовать главное-свое единение с народом: “Боюсь, что я не гожусь больше для штабов. А главное, я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили”. Князь Андрей научился “быть с народом”, и ему наконец открывается правда жизни, истинный смысл человеческого существования. Действительно, князь Андрей многое понял в жизни, смерть стала для него пробуждением. Он понял, что война не романтическое приключение, а самая ужасная вещь на свете, где все зависит не от распоряжения штабов, а лишь от духа войска, от чувства, которое есть в каждом русском, чувства ответственности за судьбу Родины.