Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, один из создателей русского художественного реализма, родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. (См. статью Детство Гоголя.)
Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности и время рождения с детства оказывали существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности нашли в нем, хотя и писавшем свои произведения на великорусском языке, яркое выражение особенно в ранний период его деятельности; они отразились на содержании его ранних произведений первого периода и на своеобразном художественном стиле его речи. Время сложения миросозерцания и творческих приёмов Гоголя – его детство и юность – падает на знаменательную эпоху возрождения малорусской литературы и народности (время вскоре после И. П. Котляревского). Обстановка, созданная этим возрождением, оказала довольно сильное влияние и на Гоголя, как в ранних его произведениях, так и позднее.
Эпитеты: над скудной ( глиной ) татарской древней (воли ), за туманной ( рекою ) , светлая ( жена), с вековою ( тоскою ).
Олицетворения: река раскинулась. течет, грустит лениво, идут испуганные тучи ,степи грустят, стога. идут испуганные тучи; тихие зарницы князя стерегли., за ветром взывают мечи;
Метафоры. Летит, летит степная кобылица
и мнет ковыль. Закат в крови! Из сердца кровь струится! Слышал я Твой голос сердцем вещим в криках лебедей.Орлий клёкот над татарским станом угрожал бедой. Развязаны дикие страсти под игом ущербной луны.
Сравнения. И я с вековою тоскою, КАК волк над ущербной луной. И падают светлые мысли, сожженные темным огнем.Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла, и, СЛОВНО облаком суровым,
грядущий день заволокла.
Все замерзли лужи.
Крыша вся, давно бела.
Холодно от стужи.
Даже тонкая береза,
Виднеясь из окна,
Скучает, ей не до мороза,
Ведь она совсем одна.