За свою длительную историю человечество дало немало величайших имен, излучающих неугасимый свет на весь мир. Среди них имя Горького выделяется беспримерным потенциалом человеческой гордости, сливаясь с тем, что сам писатель назвал Человеком с большой буквы. Как писатель, Горький обогатил мировую литературу новыми темами, идеями, конфликтами, сюжетами, образами. Овчаренко А.И. Новые герои - новые пути. От М. Горького до В. Шукшина. - М.: Современник, 1977. - С.9.
Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости - с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявившихся, - с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника.
Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному - тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы Литература: Справ. шк. / Науч. разработка и сост. Н.Г. Быковой; Науч. ред. В.Я. Линков. - М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ - С», ТКО «АСТ», Центр гуманитр. наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. - С.416.
Принято считать, что в раннем творчестве Горького есть две основные по своим художественным свойствам группы произведений. Одна из них - реалистические произведения, другая - романические. Подобное деление следует принять, но лишь при одном условии: нельзя ни в коем случае рассматривать обе эти группы совершенно обособленно, ибо это неизбежно приводит к отрыву художественных исканий от той социальной почвы, на которой они возникли, от общественной жизни России 90-х годов. Волков А.А. Путь художника (М. Горький до октября). - М.: Худ. лит., 1969. - С.17.
Идейно-художественная родственность реалистических и романтических рассказов Горького - одна из основных примет формирования его как писателя. Но есть и существенные эстетические различия, проявляющиеся в художественной трактовке реалистических и романтических образов. И близость, и различие двух основных циклов рассказов раннего творчества Горького - разные стороны одного процесса, художественного становления нового метода в искусстве. Только в сопоставлении реалистических и романтических произведений М. Горького можно аналитически проследить, как совершался в русской литературе переход к новому качеству, как на рубеже двух веков слагалось искусство пролетариата, отразившее полно и многогранно содержание эпохи.
Объяснение:
Произведение написано Пушкиным в 1833 году, в Болдино.
Жанр произведения стихотворение, поэтому большое внимание
уделено лирическим переживаниям.
Стихотворение необычайно эмоционально, преобладают
личные интонации
В этом стихотворении Пушкин находит для характеристики своего
любимого времени года удивительные, исполненные
глубокого смысла сравнения. Он уподобляет осень нелюбимому
ребенку в семье.
Пытаясь объяснить свое особое отношение к этой поре увядания,
поэт сравнивает её с умирающей от чахотки девушкой:
Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Кажется, что осень в стихотворении поэтически
очеловечена, иносказательно, метафорически представлена
в виде живого существа ("чахоточная дева", "бедняжка клонится
без ропота и гнева",пышно наряжена "в багрец и золото",
зеркало рек.
Но осень особенно дорога Пушкину ещё и потому, что она пробуждает
его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение.
Он замечательно передаёт как рождается вдохновенье и возникают
образы, рифмы, звуки, плоды мечты:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы.
Метафора "в багрец и золото одетые леса" позволяет мысленно
представить почти сказочные лесные богатства болдинских
мест осенью.
Инверсия ("Люблю я пышное природы увяданье"
поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется
более живым, динамичным.
Обращение "Унылая пора!! частично олицетворяет осень,
делая ее еще более живописной.
Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра:
"В их сенях ветра шум и свежее дыханье".
Большое количество глухих согласных звукоподражательно
описывает шелест листьев и прохладу.
Размер стихотворения – ямб.
Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживленный,
весёлый тон, точно передающий светлое душевное состояние
автора.
Ритмический узор размера противоречит грустной тематике
стихотворения.
При этом не только не нарушается единство художественного
впечатления от стихов, наоборот, именно этим создается
особая прелесть и выразительность произведения.
Особая выразительность создается использованием лексики
старого стиля:" осенний хлад","страждут озими","мучишь".
Стихотворение интересно рифмовано: отдельными строфами,
по восемь стихов в каждой.
Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой
(очарованье-увяданье-дыханье);
вторая – с четвертой и шестой (краса-леса-небеса»);
последние две – друг с другом (морозы-угрозы»).
Такая последовательность проведена через все стихотворение.
Строфика произведения - октава, благодаря которой создается
оттенок легкой грусти.
Синтаксические приёмы усиливают выразительность речи.
Это-перенос со строки:
"Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт;
изменение порядка слов (использует инверсию):
"к привычкам бытия вновь чувствую любовь" и
синтаксический параллелизм:" Чредой слетает сон, чредой находит голод".
Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена,
иносказательно, метафорически представлена в виде живого
существа, пышно наряжена.
Объяснение: