Изначально он показан как загадочная фигура. Постепенно он открывается читателю с разных сторон.
Пушкин показывает Пугачева в своем произведении довольно противоречивой личностью. С одной стороны – это безжалостный бунтарь. Он не щадит никого, жестоко и без мук совести расправляется с неугодными. Но с другой стороны все это он делает исходя из чувства справедливости. В моменты, когда это необходимо, Пугачев проявляет доброту и великодушие. Он смог покорить народ, повести за собой крестьян, вселить в них веру и надежду. Он мудр и проницателен. Он здраво расценивает свои силы и трезво оценивать ситуацию в любой обстановке. Во многом Емельян понимает всю неизбежность именно такого исхода своего бунта. Это делает его отчасти загнанным в угол. Но он справляется со своим состоянием, не дает волю эмоциям.
Только сильный человек может повести за собой толпу. Пугачев смог захватить внимание и любовь народа. Он знал, когда нужно быть настоящим, а когда играть на публику. Иногда он играл роль царя в угоду народу, который действительно верил в это. Но на самом деле Пугачев – тонкий психолог, который на интуитивном уровне знает, как воздействовать на народ. Он вовлекается в игру, раздавая своим приближенным громкие титулы. Но в разговоре с Гриневым он признается, что он самозванец, сравнивает себя с жестоким и безжалостным Гришкой Отрепьевым, предводителем банды разбойников-головорезов.
Царь Берендей, должок заплатить? Уж давно миновалось
Время. Он сам остальное поймет. До свиданья". И с этим
Словом исчез бородатый старик. Иван же царевич
В крепкой думе поехал обратно из темного леса.
Вот он к отцу своему, царю Берендею, приходит.
"Батюшка царь-государь, - говорит он, - со мною случилось
Чудо". И он рассказал о том, что видел и слышал.
Царь Берендей побледнел как мертвец. "Беда, мой сердечный
Друг, Иван-царевич! - воскликнул он, горько заплакав.
Видно, пришло нам расстаться!.." И страшную тайну о данной
Клятве сыну открыл он. "Не плачь, не крушися, родитель,
Так отвечал Иван-царевич, - беда невелика.
Дай мне коня; я поеду; а ты меня дожидайся;
Тайну держи про себя, чтоб о ней здесь никто не проведал,
Даже сама государыня-матушка. Если ж назад я
К вам по целого года не буду, тогда уж
Знайте, что нет на свете меня". Снарядили как должно
В путь Ивана-царевича. Дал ему царь золотые
Латы, меч и коня вороного; царица с мощами
Крест на шею надела ему; отпели молебен;
Нежно потом обнялися, поплакали... с богом! Поехал
В путь Иван-царевич. Что-то с ним будет? Уж едет
День он, другой и третий; в исходе четвертого - солнце
Только успело зайти - подъезжает он к озеру; гладко
Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
В повести "Метель" автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.
Герои "Метели" — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже "жизнь за него отдать", батюшка согласился венчать.. . И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на "собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу чело-река соединены узами брака, но не могут надеяться на Любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти друг друга.
Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.
Дух повести, и сюжет, и даже романтичность истории, которая произошла с героями произведения, роднит с романсами пушкинскую «Метель» .
Когда эту повесть читаешь, может статься, что за строками ее страниц звучит волшебная музыка - звуки старинного романса.