Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.
Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:
Есть в осени первоначальной
Короткая и дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.
В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.
Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»
В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.
У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.
Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята с нами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается
Преступление и наказание" - одно из величайших произведений мировой литературы. Написанное в эпоху мощных социальных сдвигов и нравственных потрясений, оно вместило в себя все страдания, боли и раны того времени. Это - плач о душе человеческой, оказавшейся в тяжелейших условиях быта. Поиски выхода из мира наживы и расчета в царство доброй правды - вот основная идея романа. В страшных картинах нищеты, невыносимой духоты жизни предстает перед нами Петербург, где человека на каждом шагу подстерегают проблемы, унижения, "тупики", порождающие нравственные конфликты и противоречия. Эпизод "Соня и Раскольников читают Евангелие" очень важен в произведении. Через него мы познаем духовный мир двух героев, их мысли, страдания, надежды. Он является началом очищения души Раскольникова, его сближения с обществом, Богом. . Ведь вынести муки совести в одиночестве герой не в состоянии. Раскольников предпочел "хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством… замучило его". Эпизод чтения перекликается в душе Раскольникова с эпизодом убийства Лизаветы. Упоминание о ней призывает героя открыться, покаяться, разрушить ту стену, которая встала между ним и близкими ему людьми. Ведь перед приходом к Сонечке, Раскольников прощается с сестрой и матерью. Он бежит от них. Чувство вины заставляет его оставить родных, друзей.Эпизод можно разделить на три части. Первая - приход Раскольникова, разговор о семье, о Боге. Вторая - чтение Евангелия, и, наконец, третья представляет собой зов, зов Раскольникова "пойдем вместе… Я пришел к тебе". В первой части раскрывается характер Сони. Униженная, но не сломленная, она на все готова идти ради любимых ею людей. Ее тихий, мягкий, покорный голос "зазвенел и прорвался", когда речь зашла о самом дорогом ей, о ее вере. Самоотверженность Сони далека от смирения, она вся направлена на погибающих. Потому и не липнет к ней "грязь обстановки убогой". Герой глубоко заблуждается, пытаясь отождествить свое преступление с самоотречением Сонечки. "Ты тоже переступила", - говорит он. Однако есть различие между стремлением к добру с допущением зла и добровольным самопожертвованием во имя любви к ближнему. Раскольников хотел найти в ней союзницу по преступлению, а нашел союзницу по наказанию. Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее: "У меня теперь одна ты"."Убийца и блудница", как называет их Достоевский, пробуждаются для новой жизни. "Их воскресила любовь, сердце одного заключило бесконечные источники жизни для сердца другого
Предлагаю составить 15 таких вопросов к произведению "Кавказский пленник": 1. Где служил Жилин? (на Кавказе) 2. Почему русских офицеров схватили татары? (Это случилось из-за Костылина, который проявил свою трусость) 3. Что вынудили написать в письмах пленников татары о выкупе) 4. Почему письмо Жилина так и не должно было дойти до адресата? (он написал другой адрес, чтобы не беспокоить пожилую мать) 5. Сколько просидели взаперти пленные? (месяц) 6. С кем подружился Жилин в плену? (с дочкой хозяина по имени Дина) 7. Что делал для своей новой знакомой Жилин? (куколок) 8. Как проявляла свою симпатию Дина? (подкармливала пленников молоком и лепешками) 9. Что мешало Костылину идти дальше во время побега? (ему натерло ноги) 10. Где после побега держали пленников? (в очень глубокой яме) 11. Кто Жилина? (Дина) 12. Бежал ли из плена Костылин? (нет, у него не хватило храбрости) 13. Кто Костылина, когда на поле он увидел татар? (Казаки) 14. Поехал ли после Жилин домой? (Нет, остался служить на Кавказе) 15. Что случилось с Костылиным? (Его выкупили из плена)
Сочинение
Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.
Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:
Есть в осени первоначальной
Короткая и дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.
В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.
Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»
В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.
У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.
Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята с нами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается