во время бурана, в который попал петруша гринёв, ямщик увидел вдали что-то чернеющееся и на вопрос гринёва ответил: «или волк, или человек». именно в этой обычной на первый взгляд фразе пушкин раскрыл характер пугачёва.
ф.м. достоевский писал, что пугачёв «отличается зверством, а вместе беззаветным добродушием». п.и. чайковский называл емельяна «симпатичным злодеем». действительно, грозный и безжалостный, он считает себя спасителем народа и помнит добро, которое оказал ему гринёв на постоялом дворе: детский заячий тулупчик сохранил петруше жизнь.
не раз проявляется двойственность характера героя. несмотря на свою ненависть к дворянской семье мироновых, пугачёв спасает марью ивановну, ведь она дорога гринёву. когда же савельич принёс емельяну список всех вещей, которые украли «злодеи» из крепости, пугачёв было разгневался, но быстро успокоился, потому что, как отмечает пушкин, был «в припадке великодушия». здесь автором используется оксюморон.
даже в портрете пугачёва пушкин акцентирует внимание на чертах, противоположных друг другу: чёрная борода с проседью, большие и бегающие глаза, «худощав и широкоплеч», выражение лица «приятное, но плутовское».
таким образом, в романе а.с. пушкина «капитанская дочка» руководитель восстания емельян пугачёв показан как человек с противоречивой внешностью и характером. «казнить так казнить, миловать так миловать» - так любил выражаться «симпатичный злодей».
«тара́с бу́льба» — повесть николая васильевича гоголя, входит в цикл «миргород». при подготовке черновой рукописи к печати гоголем были внесены многочисленные исправления. большая небрежность черновой рукописи «тараса бульбы», пропуски отдельных слов, неразборчивый почерк, незаконченный вид отдельных фраз — всё это к тому, что в составе «миргорода», опубликованной в 1835 году вкралось множество погрешностей. к 1842 году у гоголя появилась новая переработка «тараса бульбы», где появились новые эпизоды, а объем повести увеличился вдвое. уехав в 1842 году за границу, гоголь поручил все заботы о печатавшемся собрании всех своих сочинений николаю яковлевичу прокоповичу, подчеркнув, что в его повести «тарас бульба» много погрешностей. в 1842 году вышла её вторая, и переработанная редакция с изменениями гоголя и прокоповича, где прокопович внимательно относится ко всем просьбам гоголя и большая часть правок приходится на долю слов и словосочетаний, которые не соответствовали нормам языка. например, заменено местоимение «сей» на «этот».
события книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине xvii века[1].
одним из прообразов тараса бульбы является предок известного путешественника н. н. миклухо-маклая, родившийся в стародубе в начале xvii века куренной атаман войска запорожского охрим макуха, сподвижник богдана хмельницкого, который имел троих сыновей: назара, хому (фому) и омелька (емельян), хома (прототип гоголевского остапа) погиб, пытаясь доставить назара отцу, а емельян стал предком николая миклухо-маклая и его дяди григория ильича миклухи, учившегося вместе с николаем гоголем и рассказавшего ему семейное предание. прообразом является также иван гонта, которому ошибочно приписывалось убийство двоих сыновей от жены-польки, хотя его жена — , а — вымышленная.
ЭНЕИДА — самое большое произведение Вергилия. Она, по словам биографов поэта, написана сильным, или высоким (греч. aJdrov"; лат. validus) стилем.Этот героический эпос состоит из 12 книг.
Вергилий свое первое произведение посвятил пастухам, второе — земледельцам, а третье — войнам (Don. Suet. 57). Сначала он написал всю "Энеиду" прозой. Этот прозаический рассказ уже был разделен на 12 книг. Гекзаметрами поэт писал не подряд, а кое-что пропуская, слагая строки о том, на что в тот момент у него было вдохновение, потом возвращаясь к пропущенным местам (Don. Suet. 23—24).
Вергилий умер не закончив и не издав "Энеиду". Во время болезни он хотел сжечь рукопись и просил ее не публиковать, но после смерти поэта Август приказал Варию и Туке издать "Энеиду" (Don. Suet. 39—41).
На щите "Энея" Вулкан выковал "италийцев и римлян деянья" (VIII 626). Эней видит потомков сына Юла, волчицу, своим молоком кормящую основателей Рима близнецов Ромула и Рема, похищение сабинянок, царей и полководцев, обряды, процессии, заговор Катилины, битву при Акциуме и бесконечное множество завоеванных народов. Видимо, можно утверждать, что на щите Энея изображен космос, что это тоже imago mundi (образ мира), но этот образ совершенно другой, поскольку мир понимается как Рим, поскольку Urbs — orbs (Город — мир) [25, 336—376]. Обозревая всю римскую историю, изображенную на щите, Эней не понимает этих образов, он может их только предчувствовать, но он осознает свою ответственную миссию: в
вот смотри