В повести явственно ощущаются глубоко скорбные ноты, вызываемые зрелищем угасания человека. Обладая привлекательными душевными качествами, герои «Старосветских помещиков» находятся во власти мелочных чувств и побуждений. Изолировавшись от жизни, они обрекли себя на тяжелые испытания глубокого одиночества. Трагические начала с особой силой выступают в рассказе о потрясениях, которые переживают герои повести. Потрясения эти вызывают к жизни, пробуждают у них настоящие человеческие чувства. Безутешное горе Афанасия Ивановича, потерявшего единственно близкого ему человека, его одиночество рисуются писателем в истинно трагических тонах. Отличительную особенность повести составляет обрисовка действующих лиц в тесной связи с социальным бытом. В «Старосветских помещиках» писатель впервые характеризует действующих лиц, широко изображая то материал, но бытовое «окружение» , в котором они постоянно пребывают. С огромным мастерством Гоголь использует детали быта для выявления существенных черт жизни героев, их психологии. Вместе с застойностью быта писатель рисует неизменное постоянство жизненного поведения героев повести. В «Старосветских помещиках» Гоголь развивает тему распада «идиллического» мирка. По существу, вся повесть делится на две резко очерченные части: первая «мирное» житье героев и вторая - картины их угасания, гибели патриархального уклада жизни. «Добрые старички! Но повествование мое приближается к весьма печальному событию, изменившему навсегда жизнь этого мирного уголка. Событие это покажется тем более разительным, что произошло от самого маловажного случая» . Рассказ о дальнем родственнике «страшном реформаторе» , унаследовавшем имение старосветских помещиков, выразительно завершает тему угасания, распада поместной «патриархальности» , Наследник имения «увидел тотчас величайшее расстройство и упущение в хозяйственных делах; все это решился он непременно покорении, исправить и ввести во всем порядок. Накупил шесть прекрасных английских серпов, приколотил к каждой избе особенный номер, и, наконец так хорошо распорядился, что имение через шесть месяцев взято было в опеку» . Показывая распад «патриархальности» , Гоголь с огромной силой отразил однообразие жизни людей, которые замкнулись в своем обособленном, изолированном существовании.
Характерный для Гайдара сплав «чего-то мальчишеского и чего-то солдатского сильнее, чем другие книги, выразила повесть «Тимур и его команда» (1940). Книга эта написана в тревожное предвоенное время, когда вплотную встал вопрос о готовности к военным испытаниям разных поколений общества. В юном поколении Страны Советов Гайдар увидел новые черты и воплотил их в Тимуре Гараеве. Писатель показал в одном герое все наиболее характерное для подростка социалистического общества предвоенной поры и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Именно поэтому Тимур оказался литературным предшественником многих героев детской литературы послевоенных лет. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар», Тимур сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят.Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура — Георгия и сестру Жени — Ольгу смущает-тайна, которой окружена эта игра. «Паши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгин Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правою: ведь он хочет, чтобы все было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Гайдар часто сосредоточивает внимание читателя на каких-либо юмористических подробностях, деталях, подводя затем к серьезному выводу, вскрывая причины конфликтов между отдельными персонажами повести, заставляя задуматься о жизни, о взаимоотношениях людей. В повести «Тимур и его команда» воплотились характерные черты дарования Гайдара: умение создать реалистические образы подростков в единстве с романтической приподнятостью обрисовки их показать эмоциональную и воспитательную роль игры в жизни ребят; переключение событий из детского мира игры в мир взрослый, большой, настоящий. Повесть «Тимур и его команда» оказала активное воздействие на читателей. По всей Советской стране развернулось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны тимуровцы семьям воинов Советской Армии.