для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. во франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. но писатель показал, какой разрушительной силой может обладать золото. ведь предоставляя людям более широкие возможности для благополучия и достижения своих целей, в то же время драгоценный металл возводит на пьедестал материальные ценности. общество в гонке за достатком забывает о духовном. французская буржуазия тех времен: коммерсанты, банкиры, ростовщики, предприниматели – вот новый образ хозяина жизни, воплощение успешности. но оноре де акцентировал внимание читателей именно на негативном влиянии богатства, которое делает из человека алчное, жестокое существо, не знающее совести и чести, готовое ради состояния пойти не только на тайные, но и явные преступления.
пагубная власть капитала закрадывается во все сферы общественной и частной жизни людей. золото, словно яд, изменяет личность человека. в результате он деградирует, его потребности снижаются до уровня животного. в такой атмосфере не ценятся родственные связи, нет уважения к семье, дружба и любовь рушатся. богатые имеют эгоистичные натуры и заставляют страдать тех, кто не попал под разрушительное влияние денег.
власть золота выразительно показана в облике гобсека - богатого ростовщика. ему удалось стать миллионером, но это никоим образом не повлияло на его образ жизни. он все так же замкнут и скромен, не имеет собственного жилья, а снимает крохотную комнату в сыром и мрачном доме. он стал жертвой собственной же нездоровой и размеренности.
богатство сделало гобсека одиноким. но, похоже, это совершенно не волнует его. он сам не допустил бы, чтобы кто-то после его смерти унаследовал все его сбережения. поэтому у него нет друзей и семьи, а все родственные связи он оборвал. ему чужды нормальные человеческие чувства: жалость, сочувствие, любовь и дружба. он имеет единственную страсть – накапливать.
оноре де специально детализирует портрет главного героя таким образом, чтобы максимально продемонстрировать его истинную сущность. его внешняя мертвенность, неподвижность и отрешенность от всего земного трансформируется в зловещие и хищные черты. именно золото сделало его мертвым при жизни и убило в нем человеческое начало.
гобсек представлен в произведении на фоне двухсторонней социальной среды. это богачи, которые посвятили свою жизнь наслаждениям и роскоши. их моральный облик показан отталкивающе. а с другой стороны это бедные, но в то же время честные труженики. они обречены на жалкое и унылое существование, а порой даже выживание. гобсек, видя такой контраст в обществе, быстро определился, на чьей стороне хочет быть. он понял, что главной силой в современной жизни являются именно деньги. ростовщик подчеркивает, что только финансовое благополучие может быть жизненной целью. это та надежная опора, которая заставляет уверенно проживать отведенные судьбой дни.
гобсек своей страстью к накопительству обязан той буржуазной системе, которая и разделила общество на богатых и бедных. и у него был выбор: или задавят его, или он сам сделает это с другими. гобсек выбрал последнее, так как никто не желает себе худшего.
нельзя сказать, что главному герою чужды абсолютно любые отношения. но опять же и те единственные, которые были в его жизни, носят деловой характер. речь идет о взаимосвязи кредитор-должники. правда, в этой роли гобсек все так же лишен любой человечности. он страшен в общении с людьми. еще никому не удалось разжалобить его. он наживается на нуждах, пороках, горе и абсолютно не чувствует укоров совести.
в финале повести разрушительная власть золота раскрывается на полную мощь. жадность и ненасытность гобсека к старости перерастает в безумство и манию накопительства. после его кончины в кладовых обнаружили массу испорченного имущества. и никто не сожалел о смерти гобсека…
Он становится жестоким и беспощадным к тем, кто попирал его родную землю, кто предавал товарищей и казацкое братство. Не он и собственного сына Андрия , перешедшего на сторону врага. Не страшась быть узнанным и пойманным, он проникает во вражеский город, чтобы последний раз взглянуть на свою надежду, сына Остапа, которого казнят ненавистные ему ляхи, потому что гибнет его сын за народ, за родную землю.
Смерть сыновей не сломила, а, напротив, укрепила дух старого воина. Еще сильнее он бьет врага, еще беспощаднее он к тем, кто разоряет его родную землю. И не страшны ему муки и смерть. За свободу и товарищей он примет любые муки. Таков Тарас Бульба – характер, рожденный временем.