каждому правдою и честью воздайте.
тороватому боярину слава!
и красавице боярыне слава!
и всему народу христианскому слава!
этими строками заканчивается «песня про купца калашникова» м.ю. лермонтова. в этом прославлении на первом месте стоит «тороватый боярин» - главный герой произведения купец калашников. так за что же гусляры проставляют его?
с первых строк произведения подчеркивается, что это сильный и смелый человек, «удалой». калашников - положительный герой «песни». проникнуться симпатией к нему даже описание внешности купца – он молод, красив, статен.
степан парамонович, как мне кажется, хороший купец – он умеет продавать товар: «речью ласковой гостей он заманивает…». и дела у героя идут совсем неплохо: «злато, серебро пересчитывает». есть у калашникова и семья – красавица-жена и дети.
я думаю, герой любит алену дмитриевну. он грозится, в случае измены жены, запереть ее на замок, чтоб она «свету божьего не видела». но это лишь оттого, что для калашникова важна его собственная честь и доброе имя его семьи: «мое имя честное не порочила…»
именно поэтому, когда алена дмитриевна рассказала мужу о бесчестном поступке кирибеевича, купец не раздумывал ни минуты. он не мог допустить, чтобы оскорбляли его родную жену, а значит, его самого и всю его семью.
калашников вызывает любимого опричника царя на смертный бой на глазах «всего честного народа». это своеобразная дуэль должна, в любом случае, защитить его семью, независимо от того, останется купец жив или погибнет.
герой знает о том, что кирибеевич – любимец ивана грозного. и что, убив обидчика жены, калашников вызовет гнев царя. но это герою неважно. весь смысл его жизни теперь заключается в одном – отстоять честь и восстановить свое доброе имя. решаясь на поединок, купец, как мне кажется, думает не только о себе, но в большей степени о своих предках и детях, которым предстоит жить или в позоре, или в чести.
в битве калашников ведет себя достойно. выказав свое уважение царю, руси и всему народу, он бросает открытый вызов кирибеевичу:
к тебе вышел я, басурманский сын, -
вышел я на страшный бой, на последний бой!
калашников побеждает опричника – от удара купца тот падает замертво. но степану парамоновичу предстояло еще одно испытание - держать ответ перед разгневанным царем. и это герой проходит с честью – он смело и прямо, глядя в глаза грозному, рассказывает, почему убил кирибеевича.
калашников понимает, что царь казнит его. и он с достоинством принимает и это, лишь просит ивана грозного позаботиться о его семье:
не оставь молодую вдову
да двух братьев моих своей
перед казнью герой прощается со своими братьями и наказывает им попрощаться со всем, что было ему дорого – с женой, детьми, родительским домом, друзьями. также он просит за его грешную душу в церкви.
калашников погибает, но память о нем остается не только в сердцах его родных, но и среди всего народа. я думаю, это происходит потому, что купец калашников – это воплощение лучших черт народа. недаром он бьется с «басурманином», защищая не только свою семью, но и свою страну, свой народ.
в двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы мцыри с барсом.
в ней и героика борьбы, «упоение в бою» , в ней и великий трагизм двух сильных,
смелых, благородных существ, почему-то вынужденных проливать кровь друг друга.
и с уважением говорит мцыри о своём достойном противнике:
но с торжествующим врагом
он встретил смерть лицом к лицу,
как в битве следует бойцу! .
но сцена битвы и вполне конкретна, как картина битвы горца, в котором заговорила кровь его отцов. ведь мцыри сын своего отважного народа. он в детстве никогда не плакал. и такие рукопашные схватки были приняты среди хевсуров. они носили на большом пальце железные кольца с зубцами, нанося в драке удары, не уступающие кинжальным. а рогатый сук, который схватил мцыри, так же был, вероятно, орудием
драк горских подростков. и мцыри бился с барсом, как было принято драться в его ауле. он был достоин своих сородичей-храбрецов.
но нынче я уверен в том,
что быть бы мог в краю отцов
не из последних удальцов.