В произведении важным символом является крест. Мотив креста появляется во многих сценах. Это и кресты на церкви, и крест на могиле Базарова, но самым важным моментом, в котором появляется крест, является крест на кольце со сфинксом. Крест — это вообще очень сложный символ, имеющий очень много значений. Это символ человека, так как на кресте распинали людей, и человек с распростертыми руками напоминает по форме крест. В этом, возможно, была разгадка княгини Р. , так как разгадкой сфинкса и мифа о царе Эдипе был человек. Крест также означает стремление к Богу, уход от земной жизни. Это и символизирует крест на могиле Базарова. Ведь к концу жизни он "сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал", как говорит герой другого романа Тургенева — Лаврецкий. В истории любви Павла Кирсанова к княгине Р. есть загадочный образ: Кирсанов дарит возлюбенной кольцо со сфинксом, говоря ей, что сфинкс - это она. Перед смертью княгиня передает кольцо назад: «Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка» . Разгадка чего? Не судьбы княгини - потому что были в ее жизни легкомысленные связи и поступки, которые нельзя объяснить крестом. Разгадка ее обаяния? Да, возможно - судя по описанию ее жизни, душа княгини была расколота, возможно, даже по причине психического расстройства, но была в ее сердце и глубокая вера, хотя и не без болезненного надрыва, которая придавала одухотворенность и ее внешнему облику. Но символ кольца с крестом как указанием на «разгадку» перерастает рамки одной человеческой судьбы и становится ключом ко всему роману. Он смыкается с последним эпизодом «Отцов и детей» - осиротевшие старички Базаровы приходят на сельское кладбище, где среди «серых деревянных крестов» скрывается могила их единственного и горячо любимого сына. Тяжела их походка, горек плач - нелегко дается им тот крест, который послал Господь. Но эти страдания не раздавливают их, а, наоборот, преображают, очищая пылкое родительское чувство от пристрастия, которым оно было пропитано при жизни Евгения. Теперь их чувство стало христианским - они ставят себя и сына перед Богом, изливая свою скорбь в долгой молитве. Очищается и их чувство к Богу - от того стеснения за свою веру, которое в присутствии сына владело отцом, от суеверий и обрядоверия, которые ранее царили в душе матери: «...она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света.. . верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится.. . не ела ...арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи» .
ЛЮДМИЛА — героиня поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (1817-1820, пролог, 1824-1825, ред. «Людмила и Руслан»). Имя Л. А.С.Пушкин заимствовал из поэмы В.А.Жуковского «Людмила». Л.— идеальная женщина сказки, невеста героя, Руслана, ради которой преодолеваются все преграды. В прологе Л. предстает преданной невестой, которая тужит, ожидая своего освободителя — жениха. Контрастно оттеняя в мужчине силу, а в женщине — слабость, автор не скупится на изображение «красоты ее нежной»: «стройный стан», «две ножки, чудо из чудес», «кудри золотые», «бледное чело», «прелестна прелестью небрежной». «Она чувствительна, скромна, // Любви супружеской верна». Автор чувствует»Шв. родственную душу («Ее улыбка, разговоры // Во мне любви рождают жанр») женщины, к которой обращена поэма и чей образ возникает в лирических отступлениях. Образ Л. послужил прообразом героини балета Ф.Е.Штольца «Руслан и Людмила» (1821), в котором роль Л. исполняла А.И.Истомина. Конгениально воплотил пушкинский образ Л. М.И.Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» (1845). Среди знаменитых исполнительниц этой партии — А.В.Нежданова (1902).
1. Круглый, полный, набитый и т. п. дурак. — Всякий сочинитель кантов был, по её мнению, либо пьяница горький, либо круглый дурак. Тургенев. — Само собой разумеется, что если б он был и набитым дураком, то был в школе “отличен” начальством: это требовалось его происхождением. Добролюбов. 2. Дураком себя показывать, выставлять и т. п. — И каким дураком я выставил себя сам перед ними! Достоевский. 3. ЛАВР. Венчать, увенчать лавром, лаврами; увенчанный лаврами. — На быстрой колеснице, /Увенчан лаврами, в блестящей багрянице, /Спесиво развалясь, Ветулий молодой /В толпу народную летит по мостовой. Пушкин. 4. Пожинать лавры — пользоваться плодами успехов. — Вскоре после появления “Отцов и детей” Тургенев приехал из-за границы пожинать лавры. Почитатели носили его чуть не на руках. Панаева. 5. Что в лоб, что по лбу (простореч. ) — все равно, одинаково. — По мне вещи ли хорошие, деньги ли, статья одна: что в лоб, что по лбу, все едино! Н. Успенский. 6. Лбом стены (стену) не о непреодолимых препятствиях. — Я долго отнекивался, а теперь вижу, что стену лбом не Белинский. 7. НЕВИДАЛЬ. (разг. ) ◊ Вот невидаль! Какая, экая (эка) невидаль! Что за невидаль! и т. п. — ничего удивительного, ничего особенного. — И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей. Крылов. 8. Ранняя пташка — о человеке, рано встающем утром, рано принимающемся за работу. — Пора, дитя мое, вставай: /Да ты, красавица, готова! / О, пташка ранняя моя! Пушкин. 9. Ни пяди (земли) не отдать, не уступить и т. п. — [Годунов: ] Королю ни пяди /Не уступили русской мы земли. А. К. Толстой. 10. Последний, смертный и т. д. час — время, момент чьей-нибудь кончины. — Осажденные, стеснившиеся в крепости, подняли вопль, думая, что злодей вломился и что последний их час уже настал. Пушкин